Общий улов красной рыбы на Сахалине должен был превысить 90,2 тысячи тонн лососёвых
В повестку дня прошедшего недавно Сахалинского рыбохозяйственного совета включили пять вопросов. Но главным, ради чего собрались учёные отрасли, рыбопромышленники и представители областных органов власти, были итоги завершающейся лососёвой страды.
Как и кто считает.
Открывая заседание СРХС, заместитель председателя областного правительства Антон Зайцев напомнил о том, что общий улов одной из ключевых отраслей составляет за год около 800 тысяч тонн рыбы и морепродуктов. Затем слово предоставили руководителю островного подразделения ВНИРО Николаю Колпакову. Из приведённых им цифр явствовало, что к первой неделе ноября первоначальный прогноз оправдался всего на 56,8%.
Расчёты учёных поначалу радовали всех островитян: общий улов должен был превысить90,2 тысячи тонн лососёвых. Увы, фактически добыто всего 58,2 тысячи тонн. При этом ошиблись с самыми массовыми видами: при ожидании свыше 53 тысяч тонн горбуши из неводов извлекли всего чуть больше 32 тысяч тонн, по кете же соотношение ещё хуже — соответственно 35,2 тысячи и около 18,6 тысячи тонн. По сути, перевыполнен лишь один прогноз — по кижучу, где при ожидаемых 428 тоннах взяли 712, что в процентах составило 166,4. По нерке и симе данные специалистов тоже не подтвердились: при обещанных 1,4 тысячи получили 1,3 тысячи тонн и, соответственно, при 78 тоннах — всего 12 тонн.
Колпаков добавил: промысел горбуши вообще не проводился на юго-западном побережье от мыса Крильон до мыса Погиби. Названный вид лососёвых также не добывали и на юго-востоке: в заливах Мордвинова и Терпения. Если же брать в сравнениях по времени, то общий вылов по области — самый низкий за последние чётные годы. Например, в 2020 году он превысил95,4 тысячи, а в «контрольном» 2022 году — 67,1 тысячи тонн тихоокеанского лосося.
Впрочем, многое зависит от того, как и кто считает. Из того же доклада Колпакова явствовало: если к общему улову по области добавить дикие стада лососёвых, товарную аквакультуру и прочее, то выполнение запланированного повысится до 68,5 тысячи тонн. А это уже 76 процентов к прогнозу.
Однако многих сахалинских рыбопромышленников, естественно, интересовало, почему столь явно не оправдался прогноз. Колпаков пообещал, что разъяснения дадут на Дальневосточном научно-промысловом совете в общем докладе ВНИРО о нынешней провальной путине.
Говорили и об участках.
Вторым в повестке дня, да и по важности, был вопрос о переоформлении рыболовных участков, на которых добывается тихоокеанский лосось. Вдобавок с докладом по нему выступил региональный министр по рыболовству Иван Радченко. Заметим: с начала нынешнего сентября многие промысловики озабочены этим процессом не только потому, что так предписывает постановление российского правительства. Сказались и другие факторы: нынешняя красная путина явно не удалась, а участки без аукциона станут переоформлять уже на следующий год. Причём и сам последний процесс явно непрост и потребует немалых временных и финансовых затрат.
Радченко напомнил: одним из условий является описание границ РЛУ по-новому. Если прежде хватало, например, указания, что участок расположен в устье конкретной реки, то теперь необходимо обозначить его точные географические координаты. А это, в свою очередь, требуется для включения в Перечень рыболовных участков в Сахалинской области и получения самой возможности переоформить договор пользования на новый срок без участия в конкурсе.
— Эта работа продолжается. Пользователям необходимо уделить внимание столь важному вопросу и предоставить все необходимые документы в максимально короткие сроки, — подчеркнул докладчик. Кстати, в островной области расположено более 500 подобных участков, и подавляющее большинство из них пока не переоформлено. На заседании СРХР отмечалось, что рыбаками выполнено это обязательное требование сполна лишь в одном муниципалитете —в Северо-Курильском районе.
Не менее важна и проблема оплаты за переоформленные участки. По подсчётам местных специалистов, только в Сахалинской области она потребует от рыбаков десятки миллиардов рублей. А ведь РЛУ много не только на Дальнем Востоке, но и в западных прибрежных районах страны. Более того, государство стало наделять предприятия участками ещё в 2008 году, причём право пользования ими закрепило на 20 лет. Теперь же, по мнению руководства российских рыбацких общественных объединений, отрасли придётся заплатить совсем уж астрономическую сумму — до 239 миллиардов рублей. Таких денег даже самые крупные отечественные банки не дадут рисковой отрасли в долгосрочный кредит. Не случайно группа сенаторов и депутатов Госдумы РФ подготовила законопроект, согласно которому плата за участки взимается в рассрочку и несколько приёмов.
Вопросы и предложения.
На минувшем заседании представители рыбопромышленных объединений смогли задать волнующие их вопросы и высказать свои предложения к будущей Стратегии лососёвого промысла. Здесь выступили руководитель АРСО и депутат облдумы Максим Козлов, глава Ассоциации рыбопромышленников Сахалина Дмитрий Матвеев, председатель Ассоциации устойчивого рыболовства Северо-Востока Владимир Смирнов и другие. Они затронули самые разные проблемы красной путины. Например, рассказывая о том, что удалось сделать для организации производственного контроля в границах РЛУ, Козлов особое внимание уделил незаконному промыслу.
— Стоит отметить, что важную роль в борьбе с браконьерством могли бы сыграть дополнительно установленные стационарные посты в период путины на основных дорогах области. Однако наши попытки добиться здесь перелома ни к чему не привели, — отметил руководитель АРСО.
Владимир Смирнов выразил сомнения в результативности режима проходных дней. По его мнению, куда эффективнее для снижения промысловой нагрузки на запасы лосося станет сокращение длины морских неводов. Вдобавок, не каждое из малых и средних предприятий отрасли сможет заплатить за переоформление договоров на пользование прибрежными участками без аукционов.
Источник: sakh.online