Обзор результатов промысла биоресурсов в Сахалино-Курильском регионе за 2014 г.
В прошедшем году промысел водных биоресурсов велся во всех рыбопромысловых районах, примыкающих к Сахалинской области. Суммарно в Западно-Сахалинской и Восточно-Сахалинской подзонах, Северо-Курильской и Южно-Курильской зонах было добыто 705 тыс. тонн биоресурсов, что на 54 тыс. т меньше, чем в 2013 г. Об этом сообщает СахНИРО.
Наибольший вклад в вылов обеспечил минтай (299 тыс. т). На втором месте по итогам года оказались тихоокеанские лососи (121 тыс. т), из них 81 тыс. т пришлась на горбушу и 38 тыс. т – на кету. Далее по объему годового изъятия следовали сайра (109 тыс. т), кальмары (68 тыс. т) и терпуги (36 тыс. т). «Четный» год был для Сахалинской области традиционно не «урожайным» на лосося, в первую очередь на горбушу. Например, годом ранее на подходах к рекам Сахалина и Курил ее добыли 189 тыс. т. Однако, если рассматривать итоги промысла без тихоокеанских лососей, то в прошедшем году в морских водах и прилегающем прибрежье Сахалино-Курильского региона добыто 590 тыс. т биоресурсов. Это рекордный вылов за весь постсоветский период. В сравнении с 2013 г., величина «морского» вылова увеличилась на 47 тыс. т. Наибольший прирост обеспечили: сайра (17 тыс. т), кальмар (7 тыс. т), минтай (7 тыс. т), макрурус (5 тыс. т), гребешок (4 тыс. т) и терпуг (2,5 тыс. т). Уменьшение добычи коснулось наваги (0,6 тыс. т), морских окуней (0,5 тыс. т) и краба-стригуна ангулятуса (0,2 тыс. т). В связи со спецификой распределения объектов, промысловая нагрузка различалась по районам.
Западно-Сахалинская подзона. Низкие показатели добычи сохранялись в этой подзоне на протяжении всего года. Вылов всех биоресурсов составил здесь 15 тыс. т, из них 8 тыс. обеспечили тихоокеанские лососи, из которых 2,4 тыс. т пришлись на горбушу и 5,7 тыс. т – на кету. Из объектов морского промысла можно выделить ламинарию и северную креветку, которых изъяли 2,6 и 1,4 тыс. т, соответственно. Следует заметить, что съём ламинарии в подзоне за год возрос более чем на 1 тыс. т. Вылов морских рыб придонного комплекса (минтай, камбалы и треска) традиционно оставался невысоким и суммарно составил 1,8 тыс. т. Величина добычи других объектов была незначительна. В целом, в Западно-Сахалинской подзоне объемы вылова остались на уровне последних лет.
Восточно-Сахалинская подзона. Здесь в течение года было изъято 216 тыс. т биоресурсов. Высокая результативность в этом рыбопромысловом районе обеспечена лососевой путиной, в течение которой было добыто 73 тыс. т горбуши и 12,6 тыс. т кеты. Интенсивность морского промысла поддерживалась значительными ресурсами минтая, позволившими рыбакам изъять 113 тыс. т. При этом, исследования, проведенные в июне 2014 г., показали, что ресурсы минтая в этом районе оказались существенно выше прогнозировавшихся. В результате, была подготовлена корректировка ОДУ в Восточно-Сахалинской подзоне с 64 до 115 тыс. т. Итоги промысла подтвердили наличие ресурса –всего за полтора месяца (с середины ноября) из добавленных 51 тыс. т было освоено 49. На втором месте по вылову в прибрежных водах восточного Сахалина была навага, с величиной 6,9 тыс. т. Относительно стабильным остается промысел кукумарии (2,4 тыс. т) и краба-стригуна ангулятуса (2,6 тыс. т). Вылов камбал достиг 2,4 тыс. т, что превышает прошлогодний результат на 0,6 тыс. т. Следует также отметить возросший интерес к добыче ламинарии - с 0,5 тыс. т в 2013 г. до 1,2 тыс. т в прошедшем. Другие гидробионты добывались в Восточно-Сахалинской подзоне в незначительных количествах.
Южно-Курильская зона. Итоговый вылов в водах Южных Курильских островов составил 227 тыс. т. Наибольший вклад (109 тыс. т) обеспечила сайра. Из этой величины на долю отечественных рыбаков пришлась 71 тыс. т - это максимальный вылов за последние 5 лет, 31 и 7 тыс. т выловили сайроловы Японии и Республики Корея, соответственно. Ресурсы южно-курильского минтая в прошедшем году обозначили тенденцию к снижению, что отразилось на величине вылова. По сравнению с прошлым годом он уменьшился на 18,5 тыс. тонн (до 79 тыс. т), обеспечив минтаю лишь второе место по итогам года. Лососевая путина в южно-курильских водах прошла весьма неоднозначно. Если подходы кеты, в основном заводского происхождения, оказались близки к прогнозным, позволив выловить 12,3 тыс. т, то возврата горбуши практически не произошло. Вылов последней едва превысил 4 тыс. т. Причины такого феномена выясняются, поскольку на протяжении всей процедуры подготовки прогноза и отслеживания этого поколения (от ската до возврата) фактов, свидетельствующих о его катастрофически низкой численности, не было.
Значительное приращение вылова произошло в последние годы на промысле кальмара - 2 - 5 – 12 тыс. т, в 2012 – 2014 годах, соответственно. Среди других значимых объектов промысла у Южных Курил следует отметить добычу морского ежа, объемы вылова которого стабильны на протяжении ряда лет и колеблются в районе 6 тыс. т. Изъятие трески в районе также стабилизировалось на уровне 4 тыс. т. Заметно возрос в последние годы вылов терпугов – до 3 тыс. т. Это связано с распространением в северную часть зоны (к о. Уруп) промысловых скоплений северного одноперого терпуга. Вылов других объектов, таких как камбалы, кукумария, бычки составлял 1 - 0,5 тыс. т и, в целом, оставался на уровне 2013 г.
Северо-Курильская зона. На акватории, прилегающей к северным Курильским островам, морской судовой промысел остается наиболее интенсивным среди других районов. За прошедший год здесь выловлено 231 тыс. т водных биоресурсов. Традиционный лидер по вылову в этом районе – минтай, которого добыли 106 тыс. т. Столь высокий уровень добычи у северных Курил сохраняется уже пятый год и обусловлен относительно благополучным состоянием ресурсов минтая в этом районе. На второе место по объему изъятия в 2014 г. вышел командорский кальмар (57 тыс. т), традиционно потеснив на третью строчку северного одноперого терпуга (34 тыс. т). Следует отметить стабильность на промысле кальмара с колебаниями в пределах 51-57 тыс. т в течение последних четырех лет. Что касается терпуга, то его изъятие оказалось выше уровня 2013 г. на 2 тыс. т. Существенный прирост вылова продемонстрировал и макрурус (8 тыс. т), добыча которого увеличилась на 5 тыс. т. Однако справедливости ради, необходимо напомнить, что в 2012 г. добыча этого объекта достигала 9 тыс. т. Значимую добавку вылова обеспечил гребешок с 3 тыс. т в 2013 г. до 7 тыс. т – в 2014 г. Трески и камбал на северных Курилах поймали в количествах, близких к прошлому году – 10 и 3 тыс. т, соответственно. Примечательно, что единственным объектом на северных Курильских островах, по которому отмечена отрицательная динамика вылова по сравнению с прошлым годом, оказался минтай.
В целом, результаты промысла биоресурсов в 2014 г. в водах, примыкающих к Сахалино-Курильскому региону, можно признать успешными. При этом, нельзя не отметить определенные, тенденции проявляющиеся в последние годы. Если добыча рыб стабилизировалась и держится на одном уровне, изменяясь лишь в связи с динамикой их запасов, то освоение ресурсов беспозвоночных и водорослей обнаруживает тенденцию к существенному росту. Так с 2010 по 2014 г. вылов беспозвоночных вырос с 55 до 96 тыс. т. Понятно, что эта тенденция в меньшей мере обусловлена таким всегда востребованным объектам как крабы, креветки, морские ежи и кукумария. Прирост же добычи обеспечили кальмары, двустворчатые моллюски и ламинария. Применительно к кальмарам следует сказать, что помимо увеличения вылова командорского кальмара вдоль Курильской гряды у южных островов растет интерес к промыслу тихоокеанского кальмара. Наблюдается ежегодный рост добычи морской капусты у южной оконечности Сахалина. При этом значительные ресурсы ламинарии у Южных Курил пока остаются неосвоенными. Однако наибольшую востребованность у промысловиков демонстрируют двустворчатые моллюски. В промысел вовлечены и успешно осваиваются почти все возможные объекты: хламисы у северных Курил, приморский горебешок у Южных, спизула, рудитапес и устрицы в заливе Анива. При этом расширение исследований в последние годы позволяет говорить, что ресурсы двустворчатых моллюсков далеко не исчерпаны, а в купе с перспективами в области марикультуры их можно считать неплохим резервом для прибрежного рыбохозяйственного комплекса Сахалинской области.