ОСК выступает за внедрение в РФ канадской системы квотирования рыбного промысла и судовых квот на вылов рыбы
Объединенная судостроительная корпорация выступает за внедрение в РФ канадской системы квотирования промысла и судовых квот на вылов рыбы. Об том сообщает https://www.fishnet.ru/ со ссылкой на доклад ОАО «ОСК» «Анализ опыта развитых стран в области стимулирования национального судостроения при распределении квот на вылов биологических морских ресурсов».
Согласно докладу, в мировой практике существуют следующие виды квот на вылов биологических морских ресурсов (далее - МБР):
- 1) ITQ {Individual transferable quotas) - вид квот, позволяющий осуществлять вылов МБР, которым наделяются физические и юридические лица с правом передачи прав на вылов в субаренду, и с преимущественно аукционным принципом распределения.
- 2) IVQ {Individual vessel quotas) - вид квот, позволяющий осуществлять вылов МБР, которые закрепляются за конкретным судном, причем основным критерием является характеристика судна (сюда могут быть включены различные параметры: габариты, расход топлива, возраст судна, страна постройки и т.д.), что позволяет регулировать состав флота, добывающий определенный вид МБР. Данная квота не может быть передана в субаренду другому лицу.
- 3) Специальные квоты, выдаваемые, как правило, определенным социальным группам (коренное население в Северной Америке, Новой Зеландии) или под специальные государственные проекты. Пример: практически все квоты в конце XX века на вылов в северных водах Аляски и Атлантического океана.
При этом, как правило, в одном государстве присутствует сочетание двух или более видов квот. В зависимости от типа МБР и целей рыбонадзорных органов квоты могут выдаваться на срок от 4 до 10 лет. При этом, большие сроки квот обусловлены либо малой рентабельностью МБР, либо хорошо прогнозируемым рынком данного вида МБР.
По мнению экспертов ОСК, оптимальным видом квот на вылов МБР являются квоты, выдаваемые на судно (IVQ).
Данные квоты в большей степени отвечают задачам государства по контролю над численностью МБР, модернизации рыбопромыслового флота и увеличению эффективности использования природных богатств страны. Доля квот на судно в развитых странах среди общего размера квот в последнее время возрастает.
Новая российская система выдачи квот на судно для различных видов МБР должна предусматривать жесткую регламентацию использования МБР: тип судна, возраст судна, расход топлива, отношение масс выловленных МБР к доставленному на базу продукту и т.п. ОСК считает, что система выдачи квот на судно (IVQ) позволила бы России в короткие сроки решить проблему модернизации рыбопромыслового флота.
Канадский опыт
Аналитики ОСК считают, что наиболее ценным для использования в России представляется канадский опыт.
Этому способствуют не только природно-климатические (суровый климат, территория Канады, как и России, омывается тремя океанами, присутствуют крупные внутренние водоемы - как замерзающие, так и незамерзающие), но и социально-экономические факторы. В числе последних - необходимость учета интересов коренных народов Севера (выдача специальных квот), отставание в развитии национальной судостроительной промышленности и рыбопромыслового флота, в том числе от ближайших соседей.
Кроме того, американская и европейская модель рассчитана на сильную рыболовную промышленность, оснащенную самыми современными судами. Прямое копирование этой системы в России просто невозможно без значительных инвестиций. Тогда как именно канадская модель выдачи квот позволяет регулировать и изменять любые параметры системы в кратчайшие сроки, используя по большей части только сами квоты. Используя канадский опыт, можно предложить примерное распределение между квотами на судно, передаваемыми и специальными квотами как 80:10:10.
ЕС и Норвегия
Сложившаяся в ЕС и Норвегии в последние годы практика субсидирования оптимизации и обновления флота представляет определенную опасность для России (на рынок поступает большое количество бывших в употреблении судов по «бросовым» ценам). Поэтому представляется целесообразным ввести запретительные пошлины на ввоз бывших в употреблении рыболовецких судов сроком до 2018 года. Впоследствии, изменив систему выдачи квот, Россия сможет полностью избавиться от дешевых бывших в употреблении судов естественным путем.
Коррупция
Система выдачи квот под судно несет в себе скрытую коррупционную угрозу со стороны уполномоченного государственного органа, который будет заниматься выдачей квот. Во избежание таких рисков необходимо повысить коллегиальность принятия решений о выделении квот, для чего в данном процессе должны непосредственно участвовать как судостроители, так и рыбаки.
Доклад
ОСК представило доклад «Анализ опыта развитых стран в области стимулирования национального судостроения при распределении квот на вылов биологических морских ресурсов» Заместителю Председателя Правительства Российской Федерации И.И.СЕЧИНУ. По мнению руководства ОСК, данные материалы могут быть использованы федеральными органами исполнительной власти при выполнении поручений Правительства Российской Федерации от 9 марта 2010 г. № ИС-П11-1348, от 10 июня 2010 г. № ИС-П11-3930, от 20 сентября 2010 г. № ИС-П11-6432, от 16 июля 2010 г. № ВП-П7-4897 пункт 8, а также пункта 2 протокола совещания от 16 июня 2011 г. № ВЗ-П11-41пр под руководством Первого Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В.А.Зубкова.