По-черному ведется красная путина на Дальнем Востоке
Методы рыбодобычи, применяемые бизнесом в ходе ежегодной лососевой – или "красной" - путины на Дальнем Востоке РФ, все больше становятся похожи на безудержное браконьерство. Популяция тихоокеанского лосося, так "разочаровавшая" в этом году рыбопромышленников, уже не выдерживает безудержной эксплуатации. Об этом сообщает www.Fishnet.ru со ссылкой на ПримаМедиа.
Лососевая путина на Камчатке уже разочаровала рыбопромышленников – из заявленных ранее (с учетом прогнозов отраслевой науки) 150 тысяч тонн на сегодняшний день "освоена" едва лишь треть. Неутешительные подходы лососей уже спровоцировали разговоры о "финансовых потерях" рыбодобывающего бизнеса, а также вполне реальный рост розничных цен на красную икру.
Невысоки прогнозы и на Сахалине, который традиционно дает около 40% всего лосося Дальнего Востока. В островном регионе также отмечен беспрецедентный рост цен на икру – в среднем на 70%.
Отметим, что на фоне "икорного ажиотажа" собственно угрожающее снижение численности дикого стада тихоокеанского лосося не стало "темой номер один" ни для отраслевой науки, ни для рыбодобытчиков, которые, разумеется, предпочитают надеяться на то, что "большая рыба придет, надо только подождать".
Вместе с тем для независимых экспертов общая картина выглядит несколько иначе. Сложившаяся в "лососевых регионах" ДВ практика эксплуатации рыбного ресурса подрывает сам механизм воспроизводства популяции.
"Всё побережье острова покрыто сплошной полосой рыбопромысловых участков, и количество неводов на этих участках растёт на протяжении всех последних лет. Кроме того, особую тревогу вызывает использование в лове лосося рыбопромысловых участков (РПУ) в устьях сахалинских рек. Ранее такие участки создавались только в море, и лосось мог свободно проходить по рекам на нерест. Появление загородок в реках полностью изменило ситуацию, нерестилища стали пустеть. Парадоксально, но фактически браконьерством стали заниматься и рыборазводные заводы, которые, как правило, вылавливают в разы больше лосося, чем выпускают в реки мальков", - ранее отмечал эксперт Института региональных проблем Иван Осипов.
Схожего мнения по поводу методов, которыми захватившие контроль над рыборазводными заводами компании ведут добычу,придерживаются и экологи Сахалина, в частности, руководитель общественной организации "Экологическая вахта Сахалина" Дмитрий Лисицын.
"Выпуск дикой молоди горбуши в 1995 году составлял 2 млрд молоди, сейчас этот показатель упал до менее чем 0,5 млрд. Это очень опасная тенденция, которая может привести к краху всего ресурса лососевых Сахалина", - ранее сообщал эколог.
Лососевые рыбоводные заводы на Сахалине стали "прикрытием" для хищнического лова лососевых рыб. При этом "доступ" к построенным на федеральные бюджетные средства предприятиям получают лишь четыре-пять компаний, монополизирующих отрасль. Такое мнение ранее высказывали участники "Союза рыбаков Сахалинской области", объединяющего предприятия малого и среднего бизнеса островного региона.
В своем письме главе Минсельхоза РФ Николаю Федорову участники "Союза рыбаков" отметили, что рыбная отрасль Сахалина и Курил оказалась в руках "избранных" компаний. Хищнический лов тихоокеанского лосося, который практикуют "рыбные короли", ставит вид на грань не только экономического, но и полного биологического уничтожения.
По мнению рыбаков, крупные компании – такие, как ЗАО "Гидрострой", 100% акций которого принадлежит сенатору от Сахалина Александру Верховскому – без стеснения используют для монополизации отрасли в регионе свой лоббистский потенциал и административный ресурс.
Согласно письму губернатору Сахалинской области, направленному еще в мае 2012 года, накануне путины, идея "выдавить" из рыбного бизнеса региона компании, не получившие доступ к рыбоводным заводам, принадлежала именно "рыбным королям" - ЗАО "Гидрострой", ЗАО "Пеленга", ЗАО "Сахалинлизингфлот" и ряду других.