Почему не оправдался путинный прогноз и куда ушла горбуша
Камчатский рыбхозсовет провел последнее в этом году заседание. Разговор начался с итогов лососевой путины. Члены КРХС выясняли, почему не оправдался путинный прогноз и куда ушла горбуша, которую ждали на западе полуострова.
Прогнозы иногда ошибаются
Лососевая путина продлилась на Камчатке с 1 июня до 20 сентября. Стартовый прогноз вылова был почти 150 тысяч тонн. Сбылся он на 89,8 %: рыбаки добыли чуть больше 134 тысяч тонн. Казалось бы, недобор в 16 тысяч тонн можно пережить. Но это общая цифра по краю. В разных районах ситуация выглядит по-разному.
Не везде прогноз промахнулся в минус. Где-то результат даже превзошел ожидания. Например, на восточном побережье вылов горбуши превысил прогноз почти на 8 тысяч тонн (добыли 35,9 тыс. вместо 27,3 тыс.), а нерки – на шесть тысяч тонн (16,2 вместо 10,5). Зато здесь «просела» кета. Вместо ожидавшихся 14,6 тыс. тонн этой рыбы добыли 9,9 тысячи.
Как пояснила руководитель КамчатНИРО Нина Шпигальская, прогноз подходов кеты на востоке оправдался, но рыбаки упустили часть улова, так как промысел был завершен рано.
«Если бы больше промысловых усилий было приложено, рыбопромышленники северо-востока могли бы еще освоить как минимум 3–3,5 тысячи тонн кеты», – считает руководитель КамчатНИРО.
По-настоящему драматично путина завершилась на Западной Камчатке. Здесь планировали добыть 57,4 тыс. тонн горбуши, однако вылов составил только 27,9 тыс. тонн. Горбуша – главный ресурс для многих местных предприятий. Для них такой итог – серьезный удар.
А ведь четные годы для запада всегда были урожайными. Кроме того, в ходе путины ученые не просто подтверждали первоначальный прогноз вылова горбуши, а намекали на его увеличение – чуть ли не до 90 тысяч тонн. Для этого были основания. Учет горбуши, которая стремится на нерест к Западной Камчатке, ведут в Курильских проливах, через которые идет рыба. Летние подсчеты были многообещающими. И вот горбуша прошла в Охотское море, но… дальнейшие ее следы теряются.
«С учетом прогноза путины предприятия планируют расходы на доставку в районы сезонников, снабжения, оборудования. Получилось, что на западное побережье людей завезли вдвое больше, чем потребовалось. Финансовый результат отрицательный», – сказал на заседании КРХС председатель Ассоциации добытчиков лососей Камчатки Владимир Галицын.
Увы, такие ошибки в прогнозах случаются не в первый раз. Например, в 2020 году наука прогнозировала улов в нашем крае на уровне 240 тысяч тонн, а рыбаки добыли на 50 тысяч тонн меньше.
«В природе есть факторы, которые мы пока не можем учесть. И не всегда наши ожидания оправдываются. Это вероятностные оценки. Говорить, что будет именно так, как мы прогнозируем, неправильно», – ответила на упреки рыбопромышленников руководитель КамчатНИРО Нина Шпигальская.
«Можно ли повысить точность прогнозов? Нужны ли для этого дополнительные исследования?» – спросил Владимир Галицын.
На этот вопрос у науки пока нет ответа.
«Сейчас даже предположить сложно, что нужно еще сделать, чтобы повысить точность оценок», – сказала Нина Шпигальская.
«В любом случае мы должны из этого сделать вывод, что науку нужно поддерживать. И спасибо рыбопромышленникам, которые это делают. Необходимо думать о том, как привлечь в науку молодежь. Предлагаю рассмотреть этот вопрос с учетом возможностей фонда социальных инициатив «Будущее Камчатки», который создан благодаря нашим рыбопромысловым компаниям. Возможно, предложим гранты или иные виды поддержки молодых людей, которые идут в науку, чтобы системно этот вопрос решать», – подытожил губернатор Владимир Солодов.
Перспективный нерест
Обсудив итоги путины, участники заседания обговорили и ее ближайшие перспективы. О них можно судить по результатам учета лососей, которые были пропущены на нерест: чем больше рыбы отнерестится, тем больше будут ее подходы. Если опять не вмешаются неизвестные науке природные факторы. К слову, в этом году авиаучетные работы КамчатНИРО на нерестовых реках были выполнены за счет рыбацких компаний.
«На северо-востоке пропущено на нерест порядка 27 млн особей горбуши. Эта цифра выше средних многолетних показателей, на уровне 2018 года. По кете также достигнут хороший результат – мы учли на нерестилищах около 2 млн особей. Пропуск кижуча в пяти реках южной части Карагинского залива тоже был высоким», – рассказала Нина Шпигальская.
По ее словам, в бассейне реки Камчатки отмечено лучшее за последние годы заполнение нерестилищ нерки. Пропущено на нерест более 770 тысяч экземпляров ранней нерки, более 130 тысяч – поздней, а также более 50 тысяч – кеты, более 20 тысяч – кижуча.
«К сожалению, с чавычей бассейна реки Камчатки ситуация развивается не очень хорошо. Пропуск в этот бассейн составил 13,7 тыс. экземпляров. Это не зависит от промысла, потому что большая часть чавычи проходит до его начала. Такая ситуация связана с естественными причинами», – считает Нина Шпигальская.
На Западной Камчатке на нерестилища пропущено около 30 процентов от всей подошедшей горбуши.
«Это среднемноголетний показатель, который позволит при успешном нересте и благоприятных условиях жизни потомства достигнуть существенных подходов через год», – прокомментировала директор КамчатНИРО.
С неркой на западном побережье тоже все благополучно. Ученые учли существенные объемы ранней и поздней нерки в бассейне реки Большой. В реке Озерной, бассейне озера Курильского пропуск нерки оценен в 1,5 млн экземпляров, что считается оптимальным.
Количество пропущенных на нерест особей кеты на Западной Камчатке тоже соответствуют среднему многолетнему уровню. При этом в предустьевых зонах рек, которые показали заполнение нерестовых площадей в наименьшей степени, промысел шел наиболее интенсивно.
«Это реки Колпакова, Облуковина, Крутогорово, Ича. Промысловое изъятие здесь превышает необходимый уровень, при котором нерестилища могли бы заполняться более эффективно. На это надо обратить внимание в следующем году», – отметила Нина Шпигальская.
Проблема-2028
Также на заседании КРХС обсудили судьбу лососевого бизнеса, которая будет решаться через пять лет.
Напомним, в 2008 году государство предоставило компаниям участки для промысла лососей на 20 лет по итогам конкурсов. Время бежит быстро. Скоро участки вновь выставят на конкурс либо, возможно, на торги.
19 октября этого года на парламентских слушаниях в Госдуме глава Федерального агентства по рыболовству (ФАР) Илья Шестаков представил план подготовки к новому распределению участков. Сейчас создают группу по разработке соответствующего законопроекта. В нее войдут 16 человек: девять представителей ФАР, минсельхоза, семь представителей регионов, в том числе губернатор Владимир Солодов.
Как подчеркнул на заседании КРХС Владимир Галицын, необходимо защитить интересы тех добытчиков лососей, которые честно выполнили свои обязательства по договорам на участки и вложили миллиарды в развитие производства на полуострове, в создание здесь рабочих мест. Они должны сохранить доступ к ресурсу по окончании действующих договоров на принципах добросовестности и преемственности.
Наш край готовит предложения для будущего законопроекта. Речь идет о критериях, по которым нынешние пользователи участков смогли бы получить приоритет при очередном их распределении. По словам Владимира Галицына, предлагается четыре критерия.
Первый – объем рыбы, переработанной на собственном береговом заводе за предыдущие четыре года (речь идет, скорее всего, о 2025–2028 годах). Объем должен составлять не менее половины вылова.
«Подавляющее количество камчатских предприятий перерабатывает на берегу и более половины, до 90 процентов вылова. Но эти предложения, если их примут, будут работать не только в отношении Камчатки, но и других регионов, где ситуация с береговой переработкой хуже. Не хотим, чтобы там потеряли свой ресурс, поэтому остановились на 50 процентах», – отметил Владимир Галицын.
Второй критерий – участие в социальной жизни региона.
Третий – сумма, вложенная в поддержку рыбоохраны. Сегодня лососевые предприятия вкладывают в рыбоохранные мероприятия полмиллиарда рублей ежегодно.
Четвертый критерий – помощь рыбохозяйственной науке в ее исследовательской деятельности.
Как сказал Владимир Солодов, это не окончательный вариант предложений. Их еще предстоит обсудить.
«Важно обозначить сроки и организовать дискуссию, чтобы выслушать мнение рыбопромышленников и федеральных органов власти», – отметил губернатор.
По его мнению, консолидированная позиция региона должна быть готова в декабре этого года.
Справка
Долгосрочное закрепление рыболовных участков за компаниями было впервые опробовано в 2008 году. Федеральное агентство по рыболовству провело в регионах, где ведут промысел лососей, конкурсы, по итогам которых предприятия получили участки на 20 лет. Предпочтение было отдано тем, кто развивал переработку на родном берегу. В Камчатском крае в конкурсах победили почти девять десятков компаний.
Получив горизонт планирования в 20 лет, бизнес начал активно вкладывать деньги в производство. Наш край стал лидером по инвестиционному развитию отрасли среди регионов России. С 2008 года камчатские рыбаки инвестировали в береговые мощности более 23 млрд рублей. В регионе построены десятки заводов и десятки модернизированы, создано более 5,3 тысячи рабочих мест.
Если до 2008-го только 20 процентов улова лососей перерабатывали на берегу, а 80 – на судах, то сегодня береговая переработка доходит до 100 процентов. Фактически на Камчатке создана новая лососевая индустрия, которая позволила не только добыть, но и переработать в 2018 и 2021 годах рекордные уловы.