Рыба в депрессии
В этом году путина открылась 11 июня и продлилась до 11 июля, сейчас же и до 25 августа действует запрет на вылов кеты. С учетом необходимости сохранения популяции лососевых принято решение в полном объеме разрешить лов только летней горбуши. Почему так происходит и отчего к нам не приходит рыба, DVhab.ru рассказал ученый Михаил Скопец — дальневосточный ихтиолог, к.б.н., автор нескольких книг и статей.
Из-за неблагоприятного состояния популяции этого вида 2019 год был объявлен Годом лосося. Всего в природе насчитывается шесть видов тихоокеанских лососей. Биология рыб сильно различается, поэтому необходимо разбирать ситуацию по каждому.
Горбуша из-за глобального потепления океана уже не первый год в угнетенном состоянии. Она возвращается метать икру в двухлетнем возрасте, соответственно, предсказать численность можно, взглянув на родительское поколение 2018 года, а оно было малочисленным. И в четные годы за последние десять лет горбуши меньше, чем в нечетные.
Так, на Амуре с 2016 года ученые отмечают депрессию — отсутствие значимого прироста или убыль стад. Причины комплексные — браконьерство, чрезмерный вылов, вырубка леса и золотодобыча, которые также ухудшают экологическое состояние бассейна Нижнего Амура. Учтя все факторы, в 2020 году ихтиологи разрешили выловить менее восьми тысяч тонн горбуши, из них три тысячи - в Амуре и Амурском лимане. Но по факту рыбы пришло еще меньше прогноза: по итогам путины-2020 выловлено всего 2,2 тысячи тонн. Для сравнения, в пиковые годы последнего десятилетия вылов достигал десяти тысяч тонн только из Амура.
С кетой ситуация чуть лучше. Как всегда, массовые подходы ждут в августе, лимит вылова по Хабаровскому краю — 27 067 тонн. Основной промысел идет в Тугуро-Чумиканском, Аяно-Майском и Охотском районах. Ведь кета Амура находится в депрессии, особенно летняя. Хотя однажды в XIX веке одна только летняя кета обеспечила улов около 50 тысяч тонн. В XXI веке были годы, когда амурская летняя кета давала уловы более 10 тысяч тонн, но это богатство было буквально уничтожено в период 2010-2018 годов нерациональным промыслом, который базировался на необоснованном завышении лимитов на вылов. Разумеется, к уничтожению лососей приложили руку и браконьеры; они добивают тех рыб-производителей, которым удается избежать промысловых сетей и достичь нерестилищ.
— Все хорошо помнят, как в 2017 году летняя кета буквально “не пришла”. Она проводит в океане чаще всего три или четыре года. Несложно подсчитать, что в этом году в Амур должна была заходить рыба, которая вывелась из икры, отложенной в 2016 и 2017 годах. Но три года назад икру отметало всего 2% особей. Поэтому летняя путина 2020 года была закрыта 11 июля, чтобы дать кете пройти на нерест по максимуму и обеспечить будущие поколения. В этом году в Амуре вместе с горбушей было выловлено около 50 тонн летней кеты. Для реки такого масштаба это — слезы, — сказал ихтиолог.
Сейчас, по словам ученого, необходимо провести достоверный учет лососей на нерестилищах Амурского бассейна: это позволит получить первые данные о возможных подходах этого вида в 2023 и 2024 годах.
Впрочем, и осенью кеты ждать особо не стоит: сейчас нерестилища заполнены не более чем на 20%, а значит, и молоди в пять раз меньше, чем могло быть. Депрессия осенней рыбы в Амуре вызвана теми же факторами, которые наносят ущерб всем видам лососевых: деградация нерестовых рек, нерациональный промысел и браконьерство. Лимит на вылов осенней кеты в 2020 году составляет около восьми — десяти тысяч тонн.
Чего ждать в 2021 году?
Прогнозы на амурскую кету (и осенней, и особенно летней) очень плохие: в реку будут заходить в основном “провальные” поколения от нереста 2017 и 2018 годов.
— Скорее всего, в 2021 году придется совсем закрывать промысел этого вида. Рыборазведение, на которое надеются некоторые специалисты, не способно кардинальным образом исправить ситуацию. К тому же оно отрицательно сказывается на “диких” стадах. Для восстановления необходимы рациональный, щадящий уровень вылова и жесткая охрана во время хода на нерест и размножение, а также экология самих рек, — говорит ихтиолог.
Лимит кижуча на 2020 год по Хабаровскому краю составил 895 тонн. Его ловят в основном в северных районах края, где ситуация с лососем заметно лучше, чем на юге.
— На мой взгляд, этот лимит завышен — нужно учитывать, что стадо самой богатой кижучем реки региона, Охоты, находится в депрессии из-за перелова и браконьерства. В плохом состоянии оно и в других крупных реках Охотского района — Кухтуе, Ураке и Улье. В целом по России уловы кижуча постепенно снижаются, что говорит о не самой радужной ситуации с запасами этого вида, — говорит Михаил Скопец.
Что касается нерки, лимит на этот год Хабаровскому краю — 237 тонн. На 13 июля было выловлено 11,6 тонны. Промысел идет в основном в Охотском районе: в реках Охота, Иня и Урак. Учитывая, что рыба в реки заходит в июне и июле, можно предположить, что лимит 2020 года и близко не будет освоен. Не исключено, что он является завышенным.
Напомним, что в прошлом году целях восстановления популяции лососевых в Амуре и Амурском лимане было принято решение о полном запрете промышленного лова в летнюю путину для предприятий, а также юридических лиц коренных народов. В этом году на реальные сроки за браконьерство уже осудили комсомольчанина.