Рыбохозяйственная наука озвучила позицию по беринговоморскому минтаю
В последние годы в адрес ученых ТИНРО-Центра неоднократно направлялись запросы по подготовке обоснования о целесообразности вывода беринговоморского минтая из перечня объектов, для которых устанавливается общий допустимый улов. В последний раз идею об изменении организации промысла минтая озвучили на заседании Дальневосточного научно-промыслового совета в октябре 2015 года. Мнения участников ДВНПС кардинально разошлись. По итогам совета было принято решение о создании специальной рабочей группы для изучения этого вопроса. Об этом ИА «Дейта» сообщил заместитель директора ФГБНУ «ТИНРО-Центр» Игорь МЕЛЬНИКОВ в своем комментарии:
«Прежде всего, стоит отметить, что оценка состояния запаса как «одуемых», так и «неодуемых» объектов и в том и в другом случае происходит идентично, то есть научные исследования и последующее определение рекомендуемого изъятия выполняются одинаково. Различия заключаются только в вопросе регулирования промысла. В обоих случаях существуют механизмы, защищающие запас от чрезмерного промыслового прессинга, при этом в рамках «олимпийской системы» громоздкий механизм остановки промысла часто приводит к превышению рекомендуемых объемов вылова по некоторым объектам.
Для выведения объекта из списка «одуемых» видов (ОДУ является основным и наиболее распространенным как в России, так и в мире способом регулирования промыслов), необходимы определенные основания. Одним из наиболее важных и распространённых поводов для инициации этого процесса является стабильное многолетнее недоосвоение объекта (вылов менее 50% установленного ОДУ). В случае с беринговоморским минтаем это далеко не так: с 2002 г. лишь дважды освоение ОДУ не достигало 90%, а в среднем его уровень составлял 91-93%. Причины недолова в 2014 года уже обсуждены и неоднократно озвучены (слишком позднее выставление флота на промысел), в текущем году подобной ситуации не ожидается, напротив, вылов уже составляет более 80% и до конца года квота вероятнее всего будет выбрана более чем на 90%.
Основные ресурсы минтая в Беринговом море находятся в его восточной части (где также происходит его нерест), рыбаки США ежегодно добывают на основе TAC (аналога ОДУ) около 1,5 миллионов тонн, хотя реальные ресурсы в настоящий момент позволяют им вылавливать до 2 миллионов. тонн. Принципиальным отличием этого запаса от трансграничных видов (сайра, сардина, скумбрия) является то, что эти объекты, подходя в российские воды, уже не возвращаются в районы воспроизводства, так как являются короткоцикловыми, поэтому их вылов практически неограничен и лимитируется только масштабами подходов. Запас же беринговоморского минтая является ассоциированным. Это означает, что, по сути, его управление осуществляется двумя странами – Россией и США, при этом после нагула в водах России минтай пополнит нерестовый запас в водах США, обеспечивая будущие подходы этого ценного вида в дальнейшем и возможность его вылова российскими рыбаками. С этой точки зрения, перевод промысла в зоне России на олимпийскую систему существенно осложнит работу российско-американского консультативного комитета по рыбному хозяйству (МКК), и скорее всего, аннулирует возможность сертификации этого промысла по стандартам MSC. Надо отметить, что при существующем уровне запаса (высоком) российский промысел существенно не влияет на общее его состояние, но в случае его снижения может существенно усугубить этот процесс.
Ошибочным является распространяемое мнение, что выведение из перечня «одуемых» видов будет препятствовать доступу к ресурсу иностранных пользователей. Выделение квот Республики Корея и другим странам осуществляется по процедуре, предусмотренной межправительственными соглашениями, что никак не связано с организацией российского промысла.
Заметим также, что никаких рекомендаций о выведении беринговоморского минтая из списка объектов, для которых устанавливается общий допустимый улов, ТИНРО-Центр не делал и научного обоснования не предоставлял. Иная ситуация с минтаем подзоны Приморья, этот объект стабильно недоосваивается и на расширенном заседании биологической секции Ученого совета было принято решение по его выведению из перечня «одуемых» объектов».
Напомним, что, по данным Росрыболовства, допустимый улов минтая, установленный на 2016 год, составляет 1837,02 тысяч тонн, что на 82 тысяч тонн больше, чем в 2015 году. Из этого количества более 455 тысяч тонн приходится на Берингово море. В Японском же море ОДУ по минтаю составляет всего лишь 4,22 тысяч тонн, то есть менее одного процента от того количества минтая, которое можно добыть в Беринговом море.