Траулеры будущего уже ведут промысел (фото)
В настоящее время происходит пересмотр концепции рыболовецких судов, при этом будущее уже не за горами, и первые суда, использующие новейшие разработки, уже добывают и перерабатывают рыбу. Об этом сообщает Fishnet.ru.
Не только политика в области управления рыболовством, совершенствование методов и орудий лова находятся в зоне постоянного внимания, подвергаются постоянной оценке и улучшению. Рыболовные суда также являются объектом для совершенствования. Это подразумевает технические и функциональные изменения, повышение энергоэффективности, снижение потребления топлива и вредных выбросов.
Наиболее успешные примеры ультрасовременных судов, отвечающих требованиям 21 века, уже сейчас можно видеть в Норвегии. Например, траулер-процессор “Ramoen” с автоматизированной линией обработки «белой рыбы», включая филетирование и заморозку на борту.
Траулер Ramoen
Установка полностью автоматизированной линии на ограниченной площади – традиционная проблема для судостроителей и производителей оборудования. Тем не менее, так или иначе проблемы эти решаются конструкторами.
Внешне траулер “Ramoen” практически не отличим от большинства судов норвежских проектов последних 10-15 лет. Судно построено в 2016 году в Испании на верфи компании ASTILLEROS ARMON, S.A. Длина 75,05, ширина 16 метров. Установленная на борту фабрика использует 100% сырья. Помимо филе выпускается рыбная мука и жир.
Как сообщает «Eurofish Magazine», судно отличается от своих собратьев двигателем. Помимо дизеля мощностью 3600 квт, установлен электрический двигатель 1200 квт. У производителей автомобилей это называется гибрид. Более 200 датчиков на наиболее чувствительных участках судна выведены на центральный компьютер, позволяют контролировать и предоставляют в реальном времени информацию о состоянии, нагрузках, износе и возможных дефектах жизненно важных систем судна. Это также является совершенно новым техническим решением. Кроме того, на судне установлена веб-камера, позволяющая любому желающему через Интернет наблюдать промысловую палубу с определенными интервалами.
Примером инноваций в области обработки рыбы на борту может служить линия компании Оптимар. Сегодня многие современные суда оборудованы охлаждаемыми танками для хранения улова до переработки.
Около 95% донной «белой» рыбы попадает на борт в живом виде в состоянии стресса. Давно установлено, что стресс и сопутствующий выброс адреналина ухудшает вкусовые качества рыбы и морепродуктов. Щадящий режим обработки также достаточно давно применяется, например, при обработке скальных лангустов на Кубе. Выловленные лангусты передерживаются в морских садках, транспортировка на фабрики осуществляется только ночью и т.д.
Передержка живой рыбы в специально оборудованных танках позволяет привести рыбу в более спокойное состояние, что улучшает ее вкусовые качества. Линия Оптимар обеспечивает безболезненный забой рыбы электрошоком с последующим обескровливанием в течение 20 минут, что также улучшает качество.
Еще одним важным трендом в рыбообработке является наиболее полное использование сырья с получением дополнительных продуктов. При производстве на борту их качество и процент выхода значительно выше. В настоящее время особенно популярны процессы гидролиза с использованием ферментов при низких температурах для переработки отходов и внутренностей. Гидролиз на борту технически менее сложный, менее энергозатратный, чем производство рыбной муки. Продукция – гидролизат (жидкий протеиновый концентрат) может использоваться во многих отраслях.
В 2016 году компания «Nordic Wildfish» смонтировала на своем судне «Molnes», 1998 года постройки, первый в мире завод по производству белой рыбы с собственной гидролизной установкой на борту.
Траулер Molnes
Популярный тренд – использование электрических двигателей. Уже достаточно давно существуют яхты и прогулочные суда, суда обслуживающие ветровые генераторы у побережья Германии и Нидерландов, с 2015 года в Норвегии функционирует автомобильный паром на электрической тяге.
С рыболовными судами дело обстоит сложнее. Первый и пока единственный пример – маленькое прибрежное судно “Karoline” зарегистрированное на севере Норвегии в Тромсё. Судно длиной 10 и шириной 3 метра построено в конце 2015 года; экипаж 2 человека.
По словам владельца Bent Gabrielsen, на полную зарядку аккумуляторов он тратит чуть меньше 10 евро в сутки. Зарядки хватает на 12 часов работы судна. При следовании на промысел и обратно используется дизельный двигатель, а электродвигатель обеспечивает работу на промысле с сетями и при следовании по течению.
На корме, под палубой установлены 30 литиево-полимерных аккумуляторных модулей, рассчитанных на 30 тыс. зарядных циклов. Экономия энергии в пересчете на факт вылов (примерно 60 тонн в месяц) составляет примерно 80%.
В январе 2016 года министр рыболовства Норвегии Per Sandberg посетил судно и даже выходил на нем в море. Обсуждались варианты возможного стимулирования норвежских прибрежных рыбаков на использование подобных судов. В том числе шли разговоры о налоговых льготах, а также о приоритетах в наделении квотами, но практических шагов в этом направлении не последовало. Возможно это является причиной того, что судно так и остается единственным в своем роде.
Рыболовное судно Karoline