В Южно-Сахалинске без радости утвердили стратегию лососевой путины
В Южно-Сахалинске состоялось заседание Сахалинского рыбохозяйственного совета (СРХС), на котором утвердили стратегию лососевого промысла на 2021 год. Документ продирался через дебри заседания практически так же тяжело, как красная рыба поднимается по горной реке на нерест — восторга ситуация с рыбой, как и вынужденные ограничения ее добычи, не вызывали ни у кого. А события в отрасли, не скрывал замдиректора сахалинского филиала ВНИРО (СахНИРО) Виктор Лапко, напоминают катастрофу — столь низких подходов горбуши, которая некогда была самым массовым лососем в водах острова, он не помнит за последние годы или даже десятилетия.
— Если итоговая величина по горбуше — 9,7 тысячи тонн, то по кете — 33 с небольшим тысячи. Объемы подхода кеты втрое превышает подходы горбуши, такая ситуация второй год, и дисбаланс в сторону кеты усугубляется. Это, на мой взгляд, очень красноречивый факт, который свидетельствует о том, что состояние популяции горбуши близко к катастрофическому. Особенно популяции на Сахалине в нечетные года. В отношении острова прогнозные цифры составляют всего две тысячи тонн — такого рекорда за последние годы или даже десятилетия я не помню, — выступил представитель науки. В ближайшие годы просвета на этом фронте, добавил он, не видно.
Суровые времена требуют суровых решений — в этом году, прозвучало на совете, не будет промысла на юго-западе Сахалина, в заливах Анива и Терпения, а на остальных участках сахалинского побережья промысел ждут ограничения. В восточно-сахалинской подзоне длина неводов будет ограничена 1,5 километра (официального приказа от Минсельхоза пока нет), а на юго-восточном и северо-восточном Сахалине (кроме участка от реки Сима до Долинки — там откроют в привычные сроки) открывать добычу будут после заполнения "реперных рек" как минимум на 50%.
Кроме того, запрещен будет промысел рыбы на острове Шумшу — это сделано для снижения нагрузки на лососей, которые идут нереститься на Камчатку. В первую очередь — знаковой для полуострова чавычи.
Для удовлетворения нужд коренных жителей Сахалина, которым рыба нужна почти как воздух, в заливе Терпения и на северо-востоке Сахалина будут определены двухнедельные периоды для открытия промысла — им предлагают начать лов с 1 августа. Идея вызвала у представителей коренных народов недовольство — они хотели бы добывать пораньше, так как в августе подходы красной рыбы значительно сокращаются. В целом, ситуация с ограничениями вызывала у представительницы коренных народов из Поронайска бурное недовольство — залив Терпения постоянно закрыт, но рыбы больше не становится.
— Мы остались без горбуши, мы остались без кеты, мойва в этом году не пришла — раньше хоть какой-то бюджет можно было на ней поднять. У нас в Поронайске рыбная отрасль — основная. А все заводы стоят, мы все банкроты, мы стоим на социалке. Почему вы не боретесь с браконьерами на Поронае? Вы нам не разрешаете, а им разрешаете, — горячо выступила жительница Поронайска Любовь Курмангужинова. Ее поддержал зампред Антон Зайцев — решения, заметил он, должны приниматься в интересах людей и, насколько это возможно, экономики.
Виктор Лапко парировал, что добывать рыбу в заливе Терпения по-хорошему вообще надо запретить — ведь даже полный возврат горбуши в соответствии с существующими прогнозами не обеспечить заполнения нерестилищ. Но наука идет коренным сахалинцам навстречу и разрешает им ловить хоть что-то.
Выступление представительницы КМНС и развернувшаяся полемика произвела эффект волны, сносящей хлипкую плотину. Выступал представитель ассоциации рыбоводных заводов Кирилл Проскуряков, который не принимал ставшие уже традиционными претензий к этим предприятиям, рыбопромышленники, которые не понимали, почему все происходит так, а не иначе. Особенно продолжительным и эмоциональным стало выступление Владимира Смирнова из ассоциации устойчивого развития северо-востока Сахалина — он выступал против запретов, пропускных дней и неопределенности с промыслом.
Но какой бы ни была ситуация и отношение к ней, особенного выбора у участников СРХС не было — за все основные решения ранее уже проголосовали в ходе Дальневосточного совета. В результате всего с тремя голосами против стратегия оказалась утверждена. Выходя из зала, промышленники сокрушались, что решения по всем ключевым моментам были приняты еще в апреле. А сейчас — просто еще раз формально подтверждены. Теперь, опираясь на научные рекомендации и рамочные документы-правила, конкретные места, объемы и запреты будет устанавливать комиссия по регулированию промысла анадромных видов рыб.