«Подводные камни» на пути минтая от моря до прилавка
Спрос за рубежом на минтай продолжает расти, однако в России эта рыба семейства тресковых в плане внутреннего потребления пока явно остается недооцененной. Почему так происходит?
ВАСИЛИЙ СОКОЛОВ
ЗАМЕСТИТЕЛЬ РУКОВОДИТЕЛЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО РЫБОЛОВСТВУ
Есть несколько причин, почему минтай в нашей стране не пользуется большой популярностью. Однако, по мнению экспертов отрасли, одна из основных проблем связана с вопросом «раскрученности» продукта и конкурентной борьбы. Молодое поколение больше знает и любит семгу, так как в свое время Норвегия приложила колоссальные усилия для создания бренда и завоевала место на прилавках во многих странах, в том числе в России. Взрослое поколение также почти не покупает минтай – сохраняются стереотипы советского прошлого, когда эту рыбу покупали чаще на корм для кошек. Минтай считался сорной рыбой, и, по сути, с тех времен отношение к нему не сильно изменилось.
АЛЕКСЕЙ БУГЛАК
ВИЦЕ-ПРЕЗИДЕНТ АССОЦИАЦИИ ДОБЫТЧИКОВ МИНТАЯ
На репутации этой рыбы также сказался импорт низкокачественного филе второй заморозки из Китая. Продукт действительно был на 20–30% «накачан» полифосфатами и глазурью. Это делалось для того, чтобы снизить себестоимость на величину воды. Покупатель, приобретая такой товар, получал негативный опыт и формировал искаженное мнение о минтае в целом. Вместе с тем существует и другая проблема. Она связана со спецификой промысла, на котором производится мороженая рыба. Так, на пути к потребителю продукция проходит через различные манипуляции (дефростируется, фасуется), что может приводить к потере качества конечного продукта.
В 2016 году ВЦИОМ провел исследование среди российских потребителей рыбы. Так, 23% опрошенных отметили низкое качество минтая на полках, но при этом 38% указали, что ценят и покупают минтай именно из-за его вкусовых качеств. Это подтверждает, что вопросы к качеству продукции на полках магазинов есть, – подчеркнул Алексей Буглак.
Однако в настоящее время проблемы, связанные с логистикой дальневосточной рыбы до центральных регионов, активно решаются.
– Качество продукта растет. Суда оборудуют филетировочными установками, бортовая переработка и шоковая заморозка позволяют максимально сохранить качество свежепойманной рыбы. Программа по обновлению флота и, в частности, строительство судов с современными перерабатывающими фабриками позволяют нарастить производство такой продукции. При соблюдении условий транспортировки и отсутствии нарушений температурного режима рыба попадет на стол потребителя в лучшем виде, – уверен Василий Соколов.
Кроме того, в настоящий момент разрабатываются новые подходы к хранению и логистике рыбы. Так, в частности, Росрыболовством совместно с ОАО «РЖД» была создана рабочая группа, которой решаются проблемные вопросы перевозки рыбной продукции с Дальнего Востока.
– Мы также возлагаем большие надежды на подготовленные Минтрансом изменения в Правила перевозки скоропортящихся грузов, которые призваны обеспечить еще более высокое качество продукции, и ждем их скорейшего утверждения. Вместе с тем, кроме железнодорожных перевозок, используется и автотранспорт, развивается система контейнерных перевозок, что также повышает мобильность и качество транспортировки, – отметил замглавы Росрыболовства.
Помимо этого, по его словам, в 2019 году планируется организация маршрутных перевозок Северным морским путем, а совместно с потенциальными инвесторами прорабатывается программа модернизации холодильных и приемных мощностей в морских рыбных портах.
ИМИДЖ МИНТАЯ ТАКЖЕ ПЫТАЮТСЯ УЛУЧШИТЬ
– Мы работаем с розничными операторами и предприятиями общественного питания для популяризации минтая и русской рыбы в целом. Усилия прикладывают в том числе и сами рыбопромышленники: они наращивают выпуск филе и фарша высокого качества, порционной фасовки, в упаковке, ориентированной на розницу и конечного потребителя. Популяризация минтая в том числе входит как составляющая в программу «Русская рыба», – рассказал Василий Соколов.
Активную работу, направленную на продвижение минтая на российском рынке, проводят и в Ассоциации добытчиков минтая.
– Мы хотим изменить мнение потребителей о минтае, рассказать о преимуществах этой уникальной рыбы из семейства тресковых как отличного источника дикого протеина, добываемого в холодных водах дальневосточных морей. «Полезно, вкусно, качественно и недорого» – именно таким можно было бы сделать слоган для минтая. И когда большинство россиян смогут оценить вкус минтая морской заморозки, наверняка у этой рыбы появится больше поклонников, – уверен Алексей Буглак.
ИССЛЕДОВАНО филе минтая 15 популярных у россиян торговых марок (инфографика)
Костная мука- почти как корм для животных.
Не Buon appetito))
Питер
Филе минтая , 5%
глазурь размер 6-8,8+ Китай 160-170 руб небольшой спрос
Филе тилапии 5% глазурь размер 3-5 Китай 240-260
руб небольшой
спрос
Наш ДВ
Блочное филе минтая 215 - 220 руб склад слабый спрос
Анатолий, Вы, как специалист по рознице, поясните, как может лидирующая крупная торговая сеть платить сотрудникам зарплату в т.ч. и в конверте?
Случайно узнав об этом, страшно удивилась как можно администрировать черный нал в такой огромной системе на виду у всех контролирующих органов. Огромный резерв по борьбе с бедностью и нечестной конкуренцией.
Надо еще и законы создавать нормальные, продуманные. Пример "согласно Трудовому кодексу России, работодатель не может начислять сотруднику зарплату меньше минимального размера оплаты труда, который в среднем по стране составляет 11,3 тыс. рублей.
После вычета НДФЛ такой работник получит около 9,8 тыс. рублей, что не соответствует размеру прожиточного минимума." теперь хотят освободить от НДФЛ.
Кто готовит такие законы: двоечники или троечники?