«Суши -продукт очень устойчивый к экономическим потрясениям»
Первое десятилетие Владимира Путина у власти стало в Москве «годами суши» – сырая рыба сделалась ключевым блюдом для нового класса потребителей в российской столице. Теперь же, не без помощи дешевеющего рубля и торговой войны Кремля, опечалившей отечественных фуди, этот пузырь – пузырь суши – начинает сдуваться. Об этом сообщает slon.ru.
«"Черным лебедем" нашей сферы стала конфронтация с Западом. Она ударила по расходам на продукты, которые мы импортировали из ЕС и США, и полные последствия мы ощутим в будущем», – сообщил изданию Ростислав Ордовский-Танаевский Бланко, основатель и владелец «Росинтера», крупнейшего ресторанного холдинга России.
Если верить сайту Afisha.ru, в Москве 949 ресторанов, предлагающих японскую кухню (в Нью-Йорке, например, – 462). В течение последних 10 лет доходы москвичей росли, и это помогало поддерживать спрос на сырую рыбу; теперь это сложнее: рыба дорожает и исчезает с прилавков, а инфляция стремительно растет.
«Суши в России – это как гамбургеры в США, – продолжает Ордовский-Танаевский. – Этот сегмент стал настолько массовым, что каждое место в провинциальной столице, где делали пиццу, смотрело на них как на спасение».
Впрочем, возможно, любовь к суши перевалила свой максимум еще до введения продовольственных санкций Путина.
«Людям это надоело, и теперь мы даже не можем достать рыбу, подходящую для суши по качеству», – жалуется бренд-шеф ресторана «Две палочки» Кирилл Сухачев.
В этом году «Палочки» вводят американское меню с барбекю, а «Росинтер» перебрендирует свои «Планета Суши» в просто «Планету»; «Евразия» закрыла все свои 15 ресторанов в Москве, чтобы сосредоточиться на Петербурге (126 точек), и борется с растущими ценами в условиях тормозящей экономики. По словам Сухачева, рыба в России за последний месяц подорожала на 30%, и его ресторан собирается представлять новое меню, чтобы переложить часть этих расходов на потребителей.
Некоторые рестораторы тем не менее верят, что суши выживут, как выжили в кризис 2008 года.
«Мы беспокоились, что суши выйдут из моды десять лет назад, но этого не случилось, – говорит глава консалтинговой компании Restcon Сергей Миронов. – Этот продукт очень устойчив к экономическим потрясениям».