10 лет продэмбарго превратили Россию в продовольственную супердержаву
Россия за десять лет действия продэмбарго нарастила производство продовольствия на 20%, сократила его импорт на 14%, а экспорт — увеличила более чем в 2 раза. Что стало локомотивом, чем заменили на российских полках итальянский пармезан и нужен ли еще потребителю норвежский лосось, рассказали эксперты и аналитики.
В августе 2014 года президент России Владимир Путин ввел продуктовое эмбарго, закрыв российский рынок для мяса, колбас, рыбы и морепродуктов, овощей, фруктов и молочной продукции из США, Евросоюза, Канады, Австралии и Норвегии. Потребитель, привыкший к итальянской моцарелле и испанскому хамону, австралийской говядине и норвежскому лососю, сначала впал в панику, бизнес же - наконец увидел свободные ниши и ринулся их занимать.
Результат не заставил себя ждать - отечественное сельское хозяйство с помощью господдержки за эти десять лет по-настоящему воспряло: производство продукции АПК выросло с 2013 по 2023 год на 20%, до 8,3 триллиона рублей в фактически действующих ценах, говорит руководитель центра отраслевой экспертизы Россельхозбанка Олег Князьков. Одновременно снижался ее импорт - на 14%, до 35,1 миллиарда долларов, а экспорт с 2014 по 2023 годы вырос более чем вдвое - до 43,5 миллиарда долларов, добавляет эксперт группы корпоративных рейтингов АКРА Антон Тренин.
"В результате в 2023 году сальдо экспорта и импорта продовольствия достигло исторического максимума и составило 8,4 миллиарда долларов, что свидетельствует об изменении ландшафта рынка продовольствия и успешном развитии его отечественного сегмента. Ключевым фактором развития сельского хозяйства в России послужила государственная поддержка и масштабные частные инвестиции", - отмечает Тренин.
Как результат - достигнутый к 2024 году уровень сельхозпроизводства в России позволяет не только в значительной мере насыщать внутренний рынок (к концу 2023 года уровень самообеспеченности по основным продуктовым группам превышал 85%), но и входить в двадцатку крупнейших мировых экспортеров продовольствия, поставляя продукцию в большинство стран мира, добавляет аналитик.
Это все моё, родное
Лучше всего отечественному АПК удалось замещение мясной и рыбной продукции: здесь самообеспеченность уже достигла 100% и 165% соответственно, причем в последней импорт (креветки, дорадо, тунец) уже не солирует, а только расширяет ассортимент, говорит Тренин. За десять лет, с 2013 по 2023 годы, российский рыбный импорт то существенно падал, то рос, то снова снижался, но в итоге сократился на 35,3%, до 656 тысяч тонн, а производство рыбной продукции за тот же период выросло на 22%, до 4,4 миллиона тонн, добавляет президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ) Герман Зверев.
"До 2014 года значительный объем сельди, поступающий на перерабатывающие предприятия в европейской части страны, был иностранного происхождения. Это несмотря на то, что Россия – крупнейший добытчик сельди в мире. Раньше переработчикам было выгоднее и удобнее покупать импортную продукцию, сейчас они ориентируются на отечественный вылов", - приводит пример Зверев.
Вернулась за эти годы в районы российского промысла популярная в СССР сардина иваси – аналог сельди, а также килька: больше половины шпрот в России до продэмбарго ввозились из Латвии, теперь же на прилавках - 100% российские. Удалось заместить и импортное филе трески и нарастить поставки минтая, добавляет Зверев. Впечатляющие результаты показал и сектор аквакультуры.
"С появлением новой ниши на рынке фермеры наладили выращивание ценных морепродуктов - устриц, мидий и других. За этот период их выпуск вырос с минимальных значений до 84 тысяч тонн по итогам 2023 года. Сегодня 70% устриц в рознице и ресторанном секторе - отечественные", - приводит пример президент ВАРПЭ. Удалось заместить и форель с семгой: только за последние 5 лет в России нарастили их выпуск в 2,4 раза, до 158,6 тысячи тонн. "Причем опросы потребителей и отзывы рестораторов и ритейлеров свидетельствуют о том, что россияне отдают предпочтение именно отечественному лососю, выбирая "мурманскую семгу" или "карельскую форель", - добавляет Зверев.
Драйверы и точки роста
Хотя российский рынок сегодня и полон возможностей, подводные камни в нем тоже есть, отмечают эксперты.
Мешают и новые санкции, добавляет Зверев. "Рыба – самый продаваемый товар мирового продовольственного рынка после зерна. Многие годы этот гигантский рынок жил по четким правилам, но в 2023 года его участники перестали им следовать. Санкции против России, которая остается одной из главных рыболовных держав, стали триггером для масштабного переустройства всего мирового рыбного хозяйства", - напоминает он.
Как будут развиваться события, прогнозировать непросто: Тренин отмечает, что пока продэмбарго действует до конца этого года, но "вероятность очередного продления в условиях непростой геополитической обстановки выглядит высокой".
Однако, несмотря ни на что, главного итога удалось достичь: Россия распробовала собственные продукты, сходятся во мнениях аналитики. "Тот факт, что потребители оказывают большее доверие отечественным продуктам, и сегодня стимулирует ритейлеров и рестораторов наращивать закупки отечественной продукции, менять технологии производства и вводить новые блюда в меню", - отмечает президент ВАРПЭ.
Хотя останавливаться на достигнутом нельзя: по майским указам президента план на ближайшие 6 лет - нарастить объем производимой продукции АПК на 25%, а экспорта - на 50% по сравнению с 2021 годом. Планы для реализации этих целей Минсельхозом уже представлены, помогут им со следующего года и проекты технологической независимости, дело - за бизнесом, уверены эксперты.