Владелец «Русского икорного дома» о том, выгодно ли «доить» осетров и продавать символ роскоши по 45 тыс. рублей за кило | видео
«Никто не знает, как китайская рыба влияет на здоровье людей. Мы не можем даже определить химический состав консервантов», — бьет тревогу президент союза осетроводов России и владелец компании «Русский икорный дом» Александр Новиков по поводу засилья низкопробного импорта. В интервью он рассказал, как купить качественный продукт, а также планах построить два рыбзавода в Татарстане.
«ИКРУ ПРИВОЗЯТ ИЗ КИТАЯ, ПЕРЕУПАКОВЫВАЮТ, ПИШУТ, ЧТО СДЕЛАНО В АСТРАХАНИ И ПРОДАЮТ ОФИЦИАЛЬНО»
— Александр Васильевич, сколько уже существует союз осетроводов России и зачем необходимо объединение в столь специфической области?
— Причина в том, что на нас долгое время не обращали внимания. На нашем рынке возникла масса проблем, которые очень тяжело решать каждому самостоятельно. Поэтому два с половиной года назад мы собрались и решили, что для защиты интересов осетроводов нужна такая некоммерческая организация.
— От кого защищаться?
— Возникает много различных проблем от органов власти, от пробелов в законодательстве. В результате в России очень большой незаконный оборот осетровых видов рыб, браконьерство — это наши главные враги, из-за которой отрасль не развивается. Плюс контрафакт на рынке — это не только браконьерская икра и рыба, но и подделки, суррогаты, которые мошенники выдают за настоящую икру.
Основная задача союза осетроводов — это лоббирование определенных законов, которые необходимо принять для того, чтобы развивалась сама отрасль. Это касается порядка контроля за экспортом и, главное, за импортом, который на сегодня является большой проблемой. Из Китая хлынул поток дешевой низкокачественной икры и рыбы.
— Икра-то настоящая?
— Настоящая, но ее качество оставляет желать лучшего. Это вообще проблема китайской аквакультуры. Она у них очень интенсивно развивается — 50 процентов всей мировой аквакультуры сейчас производится в Китае, но происходит это обычно в ущерб экологии. Надо видеть, как они это делают...
— Чем их икра отличается от нашей?
— Во-первых, низкие вкусовые качества из-за качества их кормов. Во-вторых, они используют непонятные консерванты, мы даже определить не можем их химический состав. А это значит, что никто не знает, как китайская рыба влияет на здоровье людей. А кроме того, сами размеры тушек 7 - 9 летних осетровых, которые поступают к нам по импорту из Китая, значительно больших размеров, чем в аквакультуре других стран. Это наталкивает на мысли о присутствии в их кормах гормонов роста. И потом осетры дают икру только на 8-й год жизни, а в Китае это происходит почему-то гораздо быстрее.
— То есть они накачивают осетров какой-то дрянью?
— Есть такое подозрение.
— Это же вопрос государственного регулирования, куда смотрит Россельхознадзор?
— Наши любимые ветеринарные службы, представьте себе, на сегодняшний день аккредитовали 136 предприятий КНР, которые имеют право в РФ поставлять икру и осетровые.
— А у нас сколько игроков на рынке?
— В России около 60 компаний, которые занимаются выращиванием осетровых видов рыбы и производством икры. Знаете, я не против китайской икры, но самое неприятное, что у нас происходит так: ее привозят из Китая, переупаковывают, пишут, что сделано в России и продают официально. В каждых двух банках из трех, на которых стоит надпись «Сделано в Астрахани», в действительности икра из Китая! Тем самым наш брендовый продукт дискредитируется.
— Так ведь это криминал! И что, этому невозможно противостоять?
— С этой проблемой в действительности мы столкнулись впервые только в 2015 году. В прошлом году она обострилась. Сейчас и ФСБ работает, и полиция пытается выявить этих мошенников, но это достаточно сложно и трудно. Я думаю, что в этом году мы узнаем о первых громких уголовных делах...
«БРАКОНЬЕРСКОЙ ИКРЫ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ В ТРИ РАЗА БОЛЬШЕ, ЧЕМ ОФИЦИАЛЬНОЙ»
— Еще несколько лет назад в СМИ постоянно мелькали сообщения о борьбе с браконьерами, которые добывали черную икру на Каспии и на Амуре. Сейчас таких сообщений стало меньше. Что, эту проблему мы победили?
— Скажем так, она стала менее острой. Под видом аквакультурной икры продолжает легализовываться икра, добытая браконьерским способом. Кстати, такая икра таит в себе огромную опасность, так как браконьеры используют в качестве консерванта буру. В быту ее использовали и используют сейчас для того, чтобы травить насекомых. Регулярно конфисковываются достаточно большие партии такой икры. Но появление на российском рынке дешевой китайской икры значительно снизило рентабельность браконьерства. Ведь намного проще и безопаснее покупать китайскую икру и переупаковывать ее под известным российским брендом. Основная проблема в том, что вы можете купить эту икру даже в самых дорогих и фешенебельных точках.
— Каков объем российского рынка черной икры?
— В СССР в конце 70-х годов производилось свыше 2,5 тысяч тонн черной икры. На Каспии вылавливали 30 тысяч тонн осетра. После развала СССР в погоне за черной икрой началась их бесконтрольная добыча всеми новыми прикаспийскими государствами и браконьерами всех этих стран, что привело к истощению популяции осетров. В 90-х годах все прикаспийские государства согласились установить квоты на добычу икры, так как осетровые были отнесены к вымирающим видам. Квота России в 2007 года составляла всего 23 тонны икры, причем она до конца не осваивалась. В том же 2007 году в России был введен полный запрет на отлов осетровых в дикой природе. С этого времени разрешено продавать только ту рыбу, которая выращена в аквакультуре — в искусственных водоемах, прудах, садках.
— Сколько мы производим черной икры сегодня?
— На сегодняшний день Россия суммарно производит порядка 30 - 32 тонн. Из них на экспорт идет 6,5 тонн. По данным за 2015 год, столько же икры Россия завозила по импорту, в основном из Китая. Судя по всему, по итогам 2016 года эта цифра значительно вырастет.
— А какова доля браконьерской икры?
— По экспертным оценкам, браконьерской икры на российском рынке в три раза больше, чем официальной. Но это в разы меньше, чем было раньше. Представляете, что в 90-х творилось? Произошел развал отрасли, был просто хаос. Весь мир был завален браконьерской продукцией. Вся икра была только из рыбы, выловленной в дикой природе, и практически никто не занимался выращиванием осетровых на икру.
— И где она продается?
— В основном это черный рынок: придите на любой московский рынок, вам из-под полы достанут. Еще такую икру продают предприятиям общественного питания, ресторанам: для прикрытия покупают килограмм аквакультурной икры официально, а все остальное...
«У НАС В МАТОЧНОМ СТАДЕ ЕСТЬ ОСОБИ, КОТОРЫМ 20 ЛЕТ»
— А после получения икры рыба выживает?
— Разные есть технологии производства: кто-то просто убивает осетров, а мы стараемся сохранить их жизнь и получать икру прижизненно или попросту их «доить».
— И сколько рыбу можно так «доить»?
— А кто знает? Этим раньше никто не занимался, мы одними из первых первыми перешли на технологию «дойки» чуть больше 20 лет назад. И у нас в маточном стаде есть особи, которым уже за 20 лет. Считайте, что с 8 лет они дают икру раз в два года.
— То есть вы пионерами были в этой области?
— Советский Союз был очень сильным по осетроводству, и даже если взять Каспий, сейчас там популяция осетровых фактически на две трети состоит из искусственно выращенного на наших заводах осетра. До сих пор идет огромная программа по выращиванию мальков и выпуску их в реки и Каспий. Сейчас Иран тоже говорит, что выпускает мальков осетровых в Каспий, но проверить эти данные трудно. В любом случае Россия остается главным содержателем Каспийского моря в плане осетра.
— Эта работа приносит плоды, популяция осетровых растет?
— Все верят, что популяция осетровых будет восстанавливаться, просто это небыстрый процесс. К сожалению, там накладывается несколько вещей: это и экологическая ситуация Каспия, и огромный антропогенный пресс, так как идет сброс мусора, добыча нефти с сопутствующими разливами нефтепродуктов и т. д. В результате естественные нерестилища за последние 15 - 20 лет практически полностью деградировали. Браконьерство тоже остается проблемой. С браконьерами вроде все борются, но пойдите в любой ресторан, например в Баку, и вам подадут свежего осетра, который явно не аквакультурного происхождения. У Ирана тоже очень интересная ситуация: у них жесточайшие правила — вплоть до отрубания рук за браконьерство, но при этом если ты выловил осетра и сдал его государственному предприятию за деньги, то ты хороший человек.
«ПОЧЕМУ-ТО ВСЕ СЧИТАЮТ, ЧТО ТУТ КАКАЯ-ТО БЕЗУМНАЯ РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ»
— Как специалисты дайте совет нашим читателям: как отличить качественную икры от некачественной, как не купить подделку? По цене?
— Переупакованную китайскую икру продают по тем же ценам, что и нашу. Так что могу посоветовать разве что ориентироваться на крупных российских производителей, которые свою продукцию поставляют в крупные сетевые магазины. Все-таки левым поставщикам трудно зайти в сетевой магазин.
— Вы имеете в виду такие сети, как «Бахетле», «Перекресток»?
— Да, там, как правило, устоявшиеся компании, которые много лет работают, и они себя не пачкают такими вещами.
— Назовите несколько брендов, с которыми можно иметь дело.
— Нескромно себя рекламировать, но принадлежащая мне компания «Русский икорный дом» делает две трети всей легальной русской икры. Достаточно хорошую икру производит Кармановский рыбхоз (Башкирия). Также есть астраханские компании «Раскат» и «Акватред», они по-честному работают. Могу также назвать ярославский рыбзавод, работающий под брендом «Горкунов». Есть и другие компании, но объем у них совсем небольшой. Сама по себе эта отрасль материалоемкая, бизнес тяжелый, потому что очень много нужно вложить на первоначальном этапе средств, ведь первая икра будет только через 8 лет.
— Какая рентабельность у этого бизнеса?
— По своему опыту скажу: вложения в бизнес окупились примерно через 14 лет.
— А какие инвестиции были?
— Порядка 5 - 6 миллионов долларов, но это давно, мы начали в 1995 - 1996 году. Через 13 - 14 лет мы окупились, сейчас рентабельность около 30 - 35 процентов.
— Неплохая, но не заоблачная.
— Почему-то все считают, что тут какая-то безумная рентабельность. На самом деле это не так.
«ЧЕРНАЯ ИКРА ВСЕГДА АССОЦИИРОВАЛАСЬ С УСПЕШНОСТЬЮ»
— Вы занимаетесь этим бизнесом больше 20 лет. Скажите, а зачем есть черную икру?
— С одной стороны, черная икра — это продукт с необыкновенным вкусом, который оценили гурманы, который всегда ассоциировался с успешностью, с богатством, что называется «жизнь удалась». Возможно, поэтому вокруг черной икры ходят легенды, некоторые из которых наука подтверждает, а некоторые — нет. Например, икра считается сильным афродизиаком, помогающим продлить любовные утехи.
— Это наукой доказано или это миф?
— Оказалось, что эффект действительно наблюдается, но механизм действия другой: когда вы кушаете черную икру, организм начинает вырабатывать серотонин — гормон счастья, что создает более приподнятое настроение, что способствует более чувственным ощущениям. Если говорить о пользе черной икры, то надо помнить, что любая икра — это капсула для создания новой жизни, в каждой икринке сконцентрировано огромное количество всевозможных биоактивных веществ, очень важных для развития организма. Но у черной икры есть свои особенности, которых нет ни у какой другой. Во-первых, она очень полезна людям, которые ослаблены после болезни, она способствует быстрому восстановлению сил после тяжелых физических нагрузок. Кроме этого, доказано, что она позволяет организму лучше усваивать и удерживать витамин D — это тоже очень важно для здоровья. Последние исследования говорят, что черная икра способствует зачатию и оказывает очень сильное положительное воздействие при формировании плода ребенка, а также для его дальнейшего развития после родов. Вообще, черная икра — это один из самых полезных в мире продуктов, который на 100 процентов усваивается организмом.
Мы сегодня потихонечку работаем над специальными БАДами на основе черной икры, которые позволят существенно укреплять иммунитет человека, а также для косметических целей, поскольку в икре содержатся природные пептидные комплексы, которые глубоко проникают в кожу, омолаживая и оздоравливая ее.
— Но не теряются ли полезные свойства икры после консервации и упаковки в баночки?
— Мы производим разную икру. У нас есть икра и без консерванта, но у такой икры очень короткий срок хранения — 2,5 месяца при температуре минус 2 - 4 градуса. Часть икры мы пастеризуем, подвергая тепловой обработке, — этого требуют торговые сети, потому что они хотят, чтобы продукция хранилась дольше. Вариантов два: либо пастеризовать, либо добавлять консерванты, иначе в банках будут развиваться микроорганизмы. Я тоже скептически относился к такой икре — все-таки тепловая обработка. Но когда мы начали заниматься косметикой, то выяснилось, что тепловая обработка не разрушает тех витаминов и аминокислот, которые там есть, то есть это такой же продукт, который и был. Дело в том, что у нас температура тепловой обработки щадящая — 60 градусов.
«ПОКА НИКТО В МИРЕ КРОМЕ НАС ЭТО ТЕХНОЛОГИЕЙ НЕ ОБЛАДАЕТ»
— Сколько стоит ваша черная икра?
— Средняя цена в рознице порядка 40 - 45 тысяч рублей за килограмм. Для сравнения, красная икра стоит около 2 тысяч рублей за килограмм.
— Дешевле, потому что красную икру больше производят?
— Как правило, большая часть красной икры — это дикий лосось. В России производится порядка 10 - 13 тысяч тонн красной икры в год, почти все идет на внутренний рынок, плюс еще есть аквакультурная икра от лососевых, но ее немного. Естественно, контрафакт там тоже есть, там есть браконьерская икра, но такой степени подделки, как под черную, нет. Красная икра дешевая, ее много, ее себестоимость ниже.
— Сколько всего производят черной икры в мире, какая доля России сегодня?
— Общий объем мирового производства, я думаю, приближается к 300 тоннам. Франция производит 28 тонн, Германия — 12 тонн, Италия — 26 тонн, США — 35 - 40 тонн, Латинская Америка производит 15 тонн, испанцы — 5 тонн, Израиль — 6, Иран — 1,2 тонны. Нет точных данных о том, сколько производит Китай. Насколько я знаю, только одна крупная китайская компания в 2016 году произвела 36 тонн черной икры. Я думаю, что Китай в прошлом году произвел, наверное, тонн 65. В этом году будет значительно больше.
— Там работали наши специалисты?
— В Советском Союзе была сильнейшая школа по осетроводству, сотни миллионов мальков ежегодно выпускались в природные водоемы, были одомашнены некоторые виды осетровых, а также выведены специальные гибриды осетровых рыб. Наука работала очень интенсивно. У нас по-прежнему самые большие, мощные заводы по воспроизводству. К сожалению, в 90-х годах все это растеклось по всем странам вместе с мозгами и технологиями. Тогда это не ценилось. В итоге специалисты сделали свое дело за рубежом, и их выгнали.
— Но Россия пока не потеряла позиции?
— Мы пытаемся заново отвоевать утраченные позиции, потому что, когда Россия перестала поставлять черную икру, ее место на рынке занял Иран. И сегодня иранский бренд занял лидирующее место на мировом рынке. Единственное, что Россия сохранила — секрет производства качественной икры, добытой из живой рыбы. Взять прижизненно икру могут все, но вот произвести из нее качественную икру сложно, нужны очень хорошие навыки и опыт. К счастью, пока никто в мире кроме нас это технологией не обладает.
— А кто обладает этим ноу-хау? Ограниченное количество людей?
— Да, конечно. У нас всех осетроводов по пальцам можно пересчитать.
— А вывести эти ноу-хау за границу нельзя? Или с помощью шпионажа?
— Все возможно, все когда-нибудь произойдет.
— А в чем преимущество прижизненной икры?
— Традиционно считается, что чем старше рыба, тем лучше качество икры, более насыщенный вкус. Это всегда так было на рынке, особенно ценилась икра, добытая от 20 - 30-летнего осетра. Кроме того, чем старше рыба, тем больший объем икры она дает. У восьмилетней рыбы масса икры составляет 10 - 12 процентов от массы тела. Сегодня мы получаем от 20-летних осетров в среднем 17 - 18 процентов.
— То есть экономически выгоднее «доить» рыбу?
— Да.
«НЕЛЬЗЯ ВСЕ ЯЙЦА ДЕРЖАТЬ В ОДНОЙ КОРЗИНЕ»
— Где расположена основная база вашей группы компаний?
— В Вологодской области. У нас рядом ГРЭС, и для охлаждения турбины они берут холодную воду, отдавая теплую.
— И никакой Каспий не нужен...
— Вообще, раньше в Советском Союзе все ГРЭС и АЭС в обязательном порядке должны были содержать рыбоводные хозяйства для производства товарной рыбы.
— Как мы знаем, вы уже несколько месяцев ведете переговоры с руководством Татарстана. Есть планы по разведению у нас в республике стерляди?
— Да, мы сейчас прорабатываем вопросы совместных инвестиций в строительство в Татарстане двух заводов — по производству товарной рыбы и черной икры, а также по выращиванию мальков для восполнения естественной популяции стерляди в Волге и Каме.
— Придется ждать 8 лет для получения черной икры?
— Зачем же? У меня есть готовое маточное стадо, часть могу перевести сюда.
— О каких суммах инвестиций идет речь?
— Пока идет проработка вопроса, конкретных цифр я назвать не могу. Давайте так: для того чтобы построить, допустим, завод, рассчитанный на содержание 200 тонн осетровых, потребуется порядка 550 миллионов рублей.
— Зачем вам еще два предприятия? Не хватает мощностей в Вологде?
— Нельзя все яйца держать в одной корзине. Для рыболовства это очень опасная вещь, и Мурманск показал это.
— А что там случилось?
— В прошлом году там была огромная гибель лососевых.
— Какая-то эпидемия?
— Да. Одно из предприятий нарушило плотность посадки. Может, был завезен некачественный посадочный материал. Из-за этого начали развиваться многочисленные болезни, и практически вся рыба на этом хозяйстве погибла. Но от этого пострадали и другие предприятия, находящиеся рядом, — там также начались эпидемии. И в других странах такие вещи достаточно часто случаются. Например, в Чили была мощная эпидемия, вымерла практически вся отрасль. С этими проблемами сталкиваются во многих странах, где развита аквакультура.
— Может быть, какая-то диверсия по устранению конкурентов?
— Все может быть. Поэтому очень важно, чтобы был сильный ветеринарный надзор. Вопрос по болезням — один из ключевых.