На рынке мойвы ожидается сенсация
Как стало известно корреспонденту Fishnet.ru, Мурманский рыбокомбинат (гендиректор М.И. Зуб) планирует в скором будущем возобновить заморозку дешевой норвежской мойвы для российского рынка, что будет, без преувеличения, сенсацией для внутреннего рынка с его высокими ценами на некогда доступный продукт.
Ожидается, что рыба будет поставляться в Мурманск с начала февраля 2018 года норвежскими живорыбными судами прямо с промысла, минуя норвежский берег, что «не противоречит эмбарго на поставки рыбного сырья из Норвегии».
Согласно полученной информации, до конца текущего года Правительство РФ должно принять постановление по соответствующим кодам ТН ВЭД, и тогда МРК сможет приступить к организации закупок мойвы. При этом планируется, что цена продажи мороженой мойвы населению составит порядка 30 рублей за кг против текущих 150 рублей.
В распоряжении Fishnet.ru оказалось письмо М.И. Зуба в Администрацию Президента и Росрыболовства от 22 декабря 2017 года, в котором руководитель МРК решительно настаивает на безотлагательных дальнейших мерах по развитию береговой переработки и инфраструктуры в полном соответствии с директивами Президента Путина. Он также высказывает благодарность за решение вопроса по поставкам для МРК и, в принципе, других бассейнов по его схеме.
Текст упомянутого письма М.И. Зуба (без приложений) приводится ниже.
В письме № 377-01 от 15.12.2017 г. администрация ОАО «Мурманский рыбокомбинат» указала мотивы участия на пресс-конференции Президента России.
На встрече 19.12.2017 г. мы подтвердили свою позицию и не услышали аргументов от руководителя Росрыболовства РФ о ее не преемственности или не соответствии существующим нормативным документам.
Осознавая, что рыбохозяйственный комплекс это консервативная структура, поэтому позиция руководителя Росрыболовства Шестакова И.В. как ее составляющая, заслуживает уважение, в частности по обновлению и строительству автономных судов, но она вступает в противоречие с позицией Президента России Путина В.В. на Госсовете 19.10.2015 г.: «... рыбопромышленный сектор, безусловно, набрал солидный вес. Но проблема в том, что эти достижения мало повлияли на укрепление продовольственной безопасности страны, развитие прибрежных территорий и смежных отраслей экономики.»
То есть строили суда, увеличивали вылов, но сырье, добытое российскими судами, осваивающими российские ресурсы, обеспечивало работой иностранные государства. И учитывая, что 1 кг переработанной рыбы имеет в 4 раза выше налоговую отдачу от 1 кг добываемой рыбы, то вся прибавленная стоимость оставалась в иностранных государствах, а российское население покупало продукцию в 3 раза дороже.
Анализируя вышесказанное, Президент России определяет главную цель Госсовета 19.10.2015 г.:
«...Определить меры, которые будут способствовать наполнению российского рынка качественной и доступной по иене отечественной рыбной продукцией. Решение именно этой задачи, как раз люди от нас с вами и ждут.»
«...Предприятия переработки, склады, оптово-распределительные центры, транспортная логистика развиваются крайне медленно.»
И, как следствие, заявляет, что необходимо рыбакам из накопившегося капитала, за счет ранее полученной квоты: «... инвестировать часть своих средств, полученных от освоения квоты на вылов рыбы, в модернизацию прибрежной инфраструктуры и перерабатывающих мощностей, а также в строительство нового Флота.»
По части флота — концентрируется внимание на строительство современных высокотехнологических траулеров.
Президент России на Госсовете говорит о целостности блоков добычи, переработки, реализации. Осознавая колоссальный разрыв между данными блоками, он сознательно уделяет внимание прибрежной инфраструктуре, логистике, переработке, но и не отделяет строительство высокотехнологических траулеров.
Президент России понимает, что ответ на этот вопрос находится в практике ведущих стран мира по рыболовству, то есть норвежское правительство 3/4 всех ресурсов страны связало с береговой переработкой, отдав все ресурсы блоку добычи и, как результат, Норвегия одна из лидеров как по вылову, так и по переработке в мире.
В Норвегии 75% судов, это суда живорыбники с RSW танками, имеющие возможность поставки на береговое предприятие живой рыбы. Соотношением воды, кислорода и температурных режимов регулируется дальность поставок. Современные норвежские суда с RSW танками (живорыбники) в состоянии работать ставными неводами, пелагическими и донными тралами, и имеют производительность в 10 раз выше судов, которые в настоящем планируют строить. Качество поставляемой рыбы в судне-живорыбнике выше качества, получаемого на автономных судах в море. Так как после поднятия рыбы тралом, имеются повреждение и у части рыбы сворачивается кровь. Тогда как в живорыбниках нет механического повреждения и нет сворачивания крови.
В свою очередь, законодатель при формировании ФЗ № 349 от 03.07.2016 г. ст. 29-3 п. 1-4, вводит в недоумение, на которые ни я, ни руководитель Росрыболовства РФ Шестаков И.В. на встрече с Вами, не смогли ответить, так как у нас спорный вопрос — кому 75% и кому 25% от объема инвестиционной квоты, то есть добыче или переработке?
Но если мы говорим о реализации идеологии Президента России и ее целостности, то следует следующее:
1. Статья 29-3 п. 3 выделяет 20% от ОДУ квоты на инвестиционные цели.
2. Статья 29-3 п. 4 выделяет 5% от данного объема квот лицам, указанным в ст. 29-3 п. 1.
3. Статья 29-3 п. 1 вводит расшифровку — это суда рыбопромыслового флота и (или) предприятия. Этот пункт говорит о целостности блока добычи и переработки.
Тем самым законодатель 15% инвестиционной квоты вывел на традиционную технологию развития отрасли, как на добычу, так и на переработку, а 5% на новые современные технологии.
Эту позицию законодателя, в свете ФЗ № 349 от 03.07.2016 г., поддержало постановление № 633 от 25.05.2017г. То есть ввело процент на объект инвестиций как на суда, так и на фабрики, т.е. 15% ¬- это 100% для распределения на равных условиях как берегу, так и добыче, а 5% - это современные технологии, управляемые Росрыболовством и создающие высокоэффективные технологии в блоке добыче и переработке, для последующего их переноса в отрасль.
Исходя из вышесказанного следует, что Росрыболовство РФ должно строго руководствоваться:
1. Решением Госсовета от 19.10.2015 г. с соответствующей идеологией Президента России.
2. ФЗ №349 от 03.07.2016 г-по части сумарного объема-20% и его распределения в объеме - 15% на существующие технологии и 5% на технологии, объединяющие добычу и переработку, как одно целое с последующим переносом на отрасль.
3. Привести в соответствие постановления Правительства № 648 от 29.05.2017 г. к постановлению Правительства № 633 от 25.05.2017г. т.е. требуется исключить п. 5 (ж) из постановления № 648 от 29.05.2017г., как создающий двойное трактование и разрушающее целостный подход в развитии логистики, прибрежной инфраструктуры, что противоречит идеологии Президента на Госсовете 19.10.2015 года.
4. Привести в соответствие п. 5 (в), п. 5 (з) постановления № 648 от 29.05.2017 г. с ФЗ № 39 от 25 02.1999 г (редакция от 26.07.2017 г.), так как право на добычу в добывающих организациях,становиться выше ценных бумаг береговых предприятий,что исключает участие береговых предприятий в строительстве новых фабрик и получение инвестиционной квоты.
Вышеуказанные пункты - необходимо вводить в жизнь, так как это не эмоции, какого-то выскочки Зуба, а системная ошибка отрасли. Митинг переработчиков в Мурманске (2004 год)-показал эту проблему. Газета «Дело Чести» в сентябре 2004 года (приложение №1) - осветило это проблемы, но ничего не было сделанно. Работа ОАО "МРК" с норгами, это не самоцель, а вопрос выживания, что так же отраженно в газете «Любимый город от августа 2004 года (приложение №2)
Да, нам симпатична позиция Руководителя Росрыболовства РФ Шестакова И.В. - который на встрече, сказал, что поставка живорыбными норвежскими судами с промысла-возможна, так как эта идеология не вступает в противоречие с политикой государства и сами суда будут работать без контакта с норвежским берегом, тем самым в ближайшее время в свете письма Минэкономразвития №Д-24и-840 от 09.09.2015 со стороны Минсельхоза РФ в Правительство РФ - поступит обращение о введении кодов ТН ВЭД, указанных в письме № 476 от 16.11.2015 (приложения №3).
Соответственно получив Постановление Правительства РФ о введении кодов до конца 2017 года - мы активно приступим к работе со всеми государственными органами России и Норвегии по поставкам мойвы с 01.02.2018 с ценой продажи населению России - не по 150 руб (в настоящем на рынке), а по 30 руб с жестким контролем цен продаж населению.
Подобный подход с учетом имеющихся технологий ОАО «МРК»-реально перенести на все бассейны России, но подход должен быть не точечным с учетом П.1-.4 целостным, только тогда мы исполним волю Президента России, озвученную на Госсовете от 19.10.2015г.
С уважением, Председатель Совета директоров М И. Зуб
Тем более Зуб уже это не раз проделывал в прошлые годы, и мойва охлажденная норвежская тогда была от 15 до 18р в рознице Мурманской области.