Золотая колбаса и алмазная рыба: на сколько магазины завышают цены на продукты
Рыба в России дороже мяса. Хотя на 78 % мы сами обеспечиваем себя морепродуктами, доля импорта ничтожна. Откуда тогда заоблачные цены на ту же сельдь? Поставщики говорят: все дело в магазинной накрутке. Стоит рыбе покинуть оптовый склад и появиться на прилавке, как ее стоимость вырастает в 2, а то и в 3 раза.
Даже при таких условиях сардина и минтай могли бы стоить меньше. Но сейчас производителям выгоднее работать на экспорт, с Норвегией или Китаем. Слишком велики логистические издержки. Затраты многочисленным операторам и службам — колоссальны.
"500 тонн в час можно разгрузить в Норвегии. В России — больше, чем в сутки. Следующий шаг: мы не знаем, где переработать. Приходится вести в Москву. На нашу прекрасную сардину 16 рублей на килограмм — только логистика", — говорит руководитель проекта по рыбе иваси рыбопромышленного холдинга Надежда Копытина.
В мясной отрасли, наоборот, цены диктуют поставщики. Летом мясоперерабатывающие предприятия даже пожаловались правительству. Якобы после ограничения импорта свинины и говядины из Бразилии возник дефицит. А потом отечественные производители решили подзаработать. Всего за полгода свинина подорожала на 30 %. Сколько стоит нормальное мясо, точно знает саратовский депутат Николай Бондаренко. Он решил питаться на 3,5 тысячи в месяц — это прожиточный минимум.
"Диета, если так можно выразиться, не подразумевает нормального мяса. Нельзя купить ни баранину, ни говядину, только курицу, и та в ограниченных количествах", — говорит депутат.
До сих пор пекарям, как и поставщикам других продуктов питания, жилось непросто. Договор с магазином обязывал забирать непроданный товар. А это дополнительные расходы. И рост себестоимости. Недавно Госдума приняла закон, который запретил ритейлерам возвращать товар.
"Убытков станет меньше, это даст возможность использовать средства для модернизации, для повышения заработных плат… Если магазин какой-то безответственно подходит к заказу и говорит "закажем 100 булок", но не может их продать, это безответственный подход и невыполнение своих обязательств: купить, оплатить, реализовать", — говорит эксперт.
Издержки производителя уменьшатся. Цены, если не дрогнут, то должны стабилизироваться.
Рынок нуждается в выравнивании. Иначе из всей цепочки производитель-перекупщик-продавец в очевидном плюсе только ритейл. Сейчас сетевики нашли новый повод для взвинчивания цен: изменение ставки НДС – 20 % вместо 18 с 2019 года.
"Говорить о том, что эти изменения сразу транслируются в цену конечного продукта, который мы с вами покупаем в магазинах, экономически неверно. Цена формируется под влиянием спроса и предложения, и поэтому она не находится в прямой зависимости от роста входных затрат", — объясняют в ФАС.
В реальности продавцы пытаются максимально переложить собственные расходы на кошелек покупателя. В итоге мы переплачиваем за продукты гигантские суммы!
Наценка магазина на хлеб составляет минимум 30 %. На овощи – 100 %. Мясо — от 80 до 300 %. Мясо птицы — не менее 50 %. И накрутка на молоко идет от 22 %
"Европейский ритейл — наценка 9—12%. У нас все это никак не может работать. Я понимаю, что яхты, самолеты, виллы во Франции они серьезным бременем лежат. Это надо все окупать", — говорит эксперт.
Уже звучат предложения обязать производителя указывать на этикетке отпускную стоимость товара. Чтобы покупатель видел разницу и голосовал рублем.
"Я думаю, это был бы хороший дополнительный стимул для усиления конкуренции между розничными продавцами, чтобы они старались зарабатывать не столько за счет накрутки своей, сколько за счет увеличения объема продаж, а для этого надо, чтобы люди к ним ходили покупать", — говорит депутат Госдумы Петр Шелищ.
Но тогда всем участникам рынка придется менять стратегию бизнеса. И умерить аппетиты. Правда, вряд ли это будет так легко сделать после десятилетий работы с наценкой в 100 и 300 %.