В инициативе Минпромторга увидели риск повышения цен на продукты
Идея Минпромторга ввести оборотные штрафы за производство и продажу продуктов, не соответствующих требованиям техрегламентов, может привести к росту цен. Об этом крупнейшие производители и ретейлеры уже предупредили власти.
О рисках ужесточения ответственности за нарушения техрегламентов, то есть требований к изготовлению и обороту продукции в странах Таможенного союза, предупредили Союз участников потребительского рынка (СУПР), а также подписавшие обращение об этом другие крупнейшие отраслевые объединения («Русбренд», Ассоциация компаний розничной торговли, Национальный союз производителей молока, Союз производителей БАД, Национальный союз мясопереработчиков, Рыбный союз, Ассоциация производителей и потребителей масложировой продукции и Национальная мясная ассоциация).
Письмо с анализом рисков, главный из которых — увеличение стоимости продукции для потребителей из-за инициативы Минпромторга по введению оборотных штрафов, было направлено в конце августа главе этого министерства Денису Мантурову, министру экономического развития Максиму Орешкину и вице-премьеру Константину Чуйченко. Письмо поступило в Минпромторг и находится на рассмотрении до 27 сентября, уточнили в министерстве.
Что предлагает Минпромторг
В начале августа Минпромторг опубликовал проект поправок в Кодекс об административных правонарушениях, которые вводят оборотный штраф до 3%, но не менее 2 млн руб. как для производителей, так и для продавцов товаров, которые не соответствуют техрегламентам Таможенного союза. При расчете штрафа учитывается объем реализованной продукции компанией-нарушителем в период вплоть до года. Цель инициативы — предотвращение «угроз здоровью и безопасности людей, в том числе за счет пресечения оборота и реализации» на территории России фальсифицированной продукции, следует из описания законопроекта. Планируется, что поправки вступят в силу в марте 2021 года.
Поправки прошли процедуру публичного обсуждения, законопроект был направлен на согласование в надзорные органы, и сейчас Минпромторг рассматривает все поступившие предложения, уточнили РБК в пресс-службе министерства. В Роспотребнадзоре сообщили, что согласовали разработанный Минпромторгом законопроект об ужесточении ответственности за нарушение требований техрегламентов, но от других пояснений отказались.
Россельхознадзор в разработке поправок в КоАП не участвовал, отметила официальный представитель ведомства Юлия Мелано. Минэкономразвития и представитель Чуйченко на момент публикации на запрос не ответили.
Отраслевые союзы просят приостановить разработку законопроекта до выполнения плана мероприятий «регуляторной гильотины», завершения работы над новой редакцией КоАП и над законопроектами по совершенствованию регулирования контрольно-надзорной деятельности.
Почему инициатива не нравится участникам рынка
Потенциальное повышение цен на продукты отраслевые объединения объясняют тем, что оборотный штраф для некоторых отраслей сопоставим с размером рентабельности.
Механизм оборотных штрафов вводился для регулирования рынка бензина, напоминает Ольга Баранникова, гендиректор СУПР. Сейчас в России действуют штрафы для владельцев АЗС за продажу не соответствующего требованиям техрегламентов топлива в размере 1% от выручки, а за повторное нарушение — 3%. В 2018 году Росстандарт предложил ввести аналогичные оборотные штрафы за недолив: глава ведомства Алексей Абрамов пояснил, что на АЗС недоливают от 1 до 20% топлива. Инициативу поддержал Минпромторг, разработанный министерством законопроект в сентябре 2018-го одобрила Госкомиссия по борьбе с контрафактом, но о его дальнейшей судьбе не сообщалось.
Владельцы АЗС продают один товар — топливо, а для широкого круга продукции такой же подход не может быть применен, считают участники потребительского рынка. Согласно предложенному механизму, сумма штрафа за нарушение будет исчисляться от выручки юрлица, полученной от продажи товаров по кодам «Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности», где под одним и тем же кодом выпускаются разные виды продукции, например чай и кофе. «Если найдут малейшее нарушение в чае, штраф будут брать со всей продукции», — поясняет Баранникова. По ее словам, для некоторых предприятий это чревато риском остановки всего производства.
Предлагаемый Минпромторгом подход усугубляет недочеты действующего законодательства, указано в отзыве. В нынешней редакции КоАП предусмотрено наказание за действия, создавшие «угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан» (ст. 14.43 КоАП), но что такое «угроза» и «вред», как их зафиксировать или измерить последствия, не конкретизируется. Надзорные органы очень широко трактуют эту формулировку и воспринимают мельчайшее нарушение как «угрозу причинения вреда», указывает Баранникова: например, неточное указание пищевой ценности продукта в маркировке может потенциально причинить вред потребителю.
Производители страдают от избыточных требований техрегламентов, говорит замруководителя исполкома Национальной мясной ассоциации Максим Синельников. Например, техрегламент Таможенного союза требует указывать точную ценность пищевого продукта, хотя по ГОСТу производители могут указывать усредненные значения (в формулировках «белка не менее...» или «жира не более...»). Но производители мяса не могут этого сделать, поскольку все сырье нестандартное, поясняет Синельников. В июле этого года комитет по техрегулированию Евразийской экономической комиссии внес вопрос, касающийся пищевой ценности мяса и мясных продуктов, в план изменений стандартов, но процесс изменения небыстрый, указывает Синельников.
В Союзмолоке говорят, что молочные предприятия чаще всего штрафуют за несоответствия продукта по жирно-кислотному составу или по заявленному содержанию жира и белка. Но результаты проверок часто оказываются некорректными, и бизнес их оспаривает. В случае, если разработанные Минпромторгом поправки будут приняты, Союзмолоко видит риск возникновения спорных моментов, когда от оборотных штрафов могут пострадать добросовестные участники рынка. Еще один риск связан с тем, что многие предприятия ведут и другой бизнес на одном юрлице. Если штраф будет применяться из расчета общего оборота компании, его размер может быть «критически высоким и превышать рентабельность других направлений», пояснил представитель Союзмолока.
Сколько штрафуют
В 2018 году Роспотребнадзор провел 88,9 тыс. проверок, как соблюдались требования 21 техрегламента Таможенного союза, следует из годового доклада ведомства. По итогам проверок ведомство выявило 117,6 тыс. нарушений и наложило 36,7 тыс. административных штрафов на общую сумму 963,4 млн руб.
В рамках проверок Роспотребнадзор исследовал 523,5 тыс. проб продукции, из них большая часть (93%) приходилась на долю пищевых продуктов. По сравнению с прошлым годом доля продуктов, не соответствовавших требованиям техрегламентов, немного увеличилась и составила 3,26% (в 2017-м было 3,19%). Больше всего несоответствий нормам техрегламентов среди продовольствия было выявлено в молочной продукции — 4,5%.