Почему Россия приостановила ввоз аквакультурной продукции из Китая
Россельхознадзор с 9 января 2020 года ввел ограничения на ввоз в Россию китайского угря, тилапии, осетра, форели, креветок (за исключением Pandalus borealis, Sclerocrangon salebrosa, Pandalus latirostris, Pandalus montagui, Pandalus goniurus) и смесей этих морепродуктов.
Причиной запрета стал недостаточный контроль аквакультурной продукции компетентным ведомством Китая, сообщили в Россельхознадзоре. Недостатки надзора привели к тому, что в течение 2019 года Россельхознадзор более 40 раз фиксировал во ввозимой аквакультурной продукции запрещенные и вредные вещества (тяжелые металлы, такие как ртуть, кадмий, мышьяк), а также лекарственные препараты (окситетрациклин, сульфадиазин, нитрофураны).
Однако 14 января российское ведомство опубликовало информацию о том, что Главное таможенное управление КНР само приостановило сертификацию аквакультурной продукции, отправляемой в Россию. На основании гарантии китайского ведомства Россельхознадзор разрешил поставки товаров с двух предприятий КНР по производству угря и одного – по производству осетровых видов рыбы.
Каким образом запрещенные и вредные вещества попадают в аквакультурную продукцию и как временная приостановка ее ввоза из КНР отразится на российском рынке?
Аквакультурная химия
По словам вице-президента Ассоциации производственных и торговых предприятий рыбного рынка Александра Фомина, наличие запрещенных и вредных веществ в рыбе напрямую зависит от содержания этих веществ в воде, в которой рыба выращена.
«В КНР при ведении сельского хозяйства применяют довольно много химикатов, удобрений. Они смываются с полей, попадая в водоемы, в том числе предназначенные для рыбоводства, – пояснил Александр Фомин. – Надо также учитывать, что для разведения рыбы часто используют особые стимуляторы роста и лекарственные препараты, в частности антибиотики».
Александр Фомин добавил, что Россия закупает из-за рубежа аквакультурную продукцию, поскольку разведение рыб и креветок у нас еще не так хорошо развито. В стране, по его словам, занимаются в основном выращиванием карпов.
Президент Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ) Герман Зверев отмечает, что от временной приостановки сертификации аквакультурной продукции, завозимой из КНР, никаких серьезных последствий для отечественного рынка не ожидается. Это связано с тем, что из Китая Россия импортирует не очень большие объемы подобных товаров.
По данным Федеральной таможенной службы, за январь – октябрь 2019 в Россию из Китая было импортировано около 4,7 тысячи тонн креветок, 1,7 тысячи тонн угря и 0,5 тысячи тонн форели, говорит Герман Зверев.
«Мы не ожидаем дефицита этой продукции в потребительском секторе, но, по нашим оценкам, запрет на импорт может отразиться на сегменте HoReCa. Часть ресторанов предпочитают закупать аквакультурные креветку, угорь, форель в Китае по более низким ценам. Сложнее всего будет заменить угря, который не производится в достаточных объемах в России. Креветку и форель вполне возможно заменить отечественной продукцией, в том числе дикой», – уверяет Герман Зверев.
Корма с ГМО
Помимо несоответствий аквакультурной продукции, ввозимой в Россию из Китая, требованиям законодательства РФ и ЕАЭС, Россельхознадзор также сообщил о выявлении нарушений при поставках из КНР кормов и кормовых добавок. В них были обнаружены компоненты ГМО, бактерии Salmonella и бактерии группы кишечной палочки. Ограничения введены в отношении четырех китайских предприятий.
При этом стоит отметить, что, несмотря на немалое количество нарушений требований законодательства РФ и ЕАЭС при экспорте продукции, китайская сторона сама предъявляет довольно серьезные требования к импортируемым товарам. Россельхознадзор уже довольно долгое время ведет переговоры с китайскими коллегами о возможности начала поставок российской свинины на рынок КНР.