Расходы и отложенный спрос: как ритейл Кубани работает в пандемию
РБК Краснодар поговорил с представителями разных сфер ритейла и выяснил, как коронакризис повлиял на их бизнес.
Розница Краснодарского края меньше других отраслей пострадала от пандемии коронавирусной инфекции, связанного с ней карантина и ограничительных мероприятий Роспотребнадзора. Основной проблемой стала жесткая изоляция, которая принесла большие потери непродуктовому ритейлу, рассказали игроки рынка.
Напомним, на Кубани из-за пандемии коронавирусной инфекции с 31 марта ввели карантин. Закрылись практически все предприятия потребсферы, кроме продуктовых магазинов и заведений, торгующих товарами первой необходимости.
С 23 мая разрешили работать непродовольственным магазинам площадью до до 400 кв. метров. С 21 июня открылись заведения с залами до 800 кв метров. В последнюю очередь заработали торговые центры – с середины июля большая часть розницы открыла свои двери для посетителей.
Стабильный спрос и карантинные сложности
Для овощных магазинов ограничения в регионе из-за пандемии не сильно осложнили работу. Как отмечает директор магазинов «Репка» Ирина Селихова, затруднения вызвало лишь оформление пропусков для перемещения между городами и муниципалитетами. Это подчеркивает и директор лавки «Урожай» Анастасия Воробьева. По ее словам, затяжное получение пропусков привело в их случае к перебоям с поставками товаров в первое время карантина.
Доходность подобных магазинов с момента введения ограничений либо не изменилась, либо выросла за счет появления новых постоянных клиентов. Это было вызвано рядом факторов: закрытием продовольственных рынков и ярмарок, пропускным режимом и необходимостью приобретать продукты рядом с домом, ростом потребительского спроса на свежие овощи и фрукты. Ценообразование, по утверждению владельцев овощных, осталось на предкарантинном уровне.
«У нас небольшая наценка на весь ассортимент товара, в карантин мы ее не увеличивали. Хотя бывали абсурдные ситуации в связи с этим. Например, стоимость имбиря на оптовых закупках доходила до 5 тысяч рублей», — прокомментировала хозяйка «Овощного базарчика» в Ильском Ирина Долбилова.
Соблюдение санитарно-эпидемиологических норм, предусмотренных Роспотребнадзором, также не вызвало трудностей у участников этого сегмента рынка. В числе практикуемых мер владельцы небольших овощных магазинов отмечают использование продавцами и посетителями защитных масок, перчаток, санитайзеров, проведение дезинфекции помещений, измерение температуры сотрудников. Расходы на покупку необходимых средств, по их словам, были незначительными.
Большая розница и большие расходы
По данным пресс-службы сети «Магнит», совокупные расходы, понесенные компанией в связи с COVID-19 в первом полугодии 2020 года, составили около 2,5 млрд рублей, включая дополнительные выплаты персоналу магазинов, увеличение числа мероприятий по уборке помещений и мер по обеспечению безопасности.
«Кроме обязательств, введенных регуляторами, мы по собственной инициативе тестируем и внедряем различные решения. Например, самостоятельно установили защитные экраны на кассах магазинов, до конца 2020 года планируем запустить видеоаналитику очередей в части торговых точек крупного формата в разных регионах страны, в том числе в Краснодарском крае. Кроме минимизации возникновения очередей технология позволит снизить число контактов покупателей друг с другом и автоматически при скоплении определенного числа людей оповещать о соблюдении социальной дистанции», — сообщила пресс-служба торговой сети.
Кроме этого, в магазинах сети нанесена разметка для социальной дистанции, сведены к минимуму пересечения кулинаров разных цехов в местах общего использования, в дрогери убраны тестеры для декоративной и уходовой косметики, при нанесении которых есть контакт с кожей. Также на фоне коронавирусной инфекции компания перевела офисных сотрудников в режим home office, в обязательном порядке на удаленную работу перешли люди старше 50 лет и беременные работницы.
Как отметили в пресс-службе компании, потребительское поведение в период пандемии менялось. Во второй половине марта было отмечено повышение спроса на товары первой необходимости, чистящие средства, перчатки, салфетки и тряпки для уборки. В апреле покупатели стали отдавать предпочтение свежим овощам, фруктам, молочным товарам, мясу и рыбе.
«Сейчас потребители все еще ходят в магазины реже, чем год назад, и продолжают приобретать больше продукции. Это связано с беспокойством о здоровье и ограничениями, а рост корзины — с тем, что сегодня россияне питаются дома больше, чем до пандемии. Сейчас трафик постепенно восстанавливается, при этом чек остается стабильным», — рассказали в «Магните».
В общей сложности, в 1 полугодии 2020 года сопоставимые продажи компании увеличились на 7,5% на фоне роста среднего чека на 13,9% и снижения трафика. Влияние на последний в том числе оказал режим самоизоляции.
Неполноценный онлайн и отложенный спрос
Сложнее оказалась ситуация у непродовольственного ритейла. Ограничительные меры и снижение трафика в торговых центрах в целом повлияли негативно на этот сегмент рынка, утверждает менеджер по связям с общественностью группы «М.Видео-Эльдорадо» Андрей Петров. Во время действия карантина магазины сетей работали как пункты выдачи интернет-заказов, салоны связи или dark stores. Также был запущен ряд проектов для безопасного и быстрого обеспечения покупателей техникой. В их числе доставка до парковки, пешие курьеры из магазинов, доставка на такси за 2 часа, видеоконсультации.
«С полноценным открытием розничных магазинов мы отмечаем двухзначный рост продаж, что связано как с общими факторами — отложенным спросом, перераспределением трат в пользу техники, так и комфортным и безопасным сервисом в наших магазинах», — прокомментировал Андрей Петров.
Сейчас в Краснодаре в обычном режиме работают десять магазинов «М.Видео» и шесть «Эльдорадо». Помимо стандартных санитарно-эпидемиологических мер компания организовала процесс продажи товаров без использования касс. Информацию о товарах можно получить через QR-код на ценнике или через онлайн-каталог на больших экранах, оплатить заказ можно по ссылке или через мобильное приложение.
Алексей Пшеничный, директор сети магазинов спортивных товаров «Высшая лига», отметил, что в розничном бизнесе никаких проблем, связанных с соблюдением требований Роспотребнадзора, не возникало. Главная проблема — приостановка работы магазинов во время карантина.
«Конечно, мы потратили деньги на дезинфицирующие средства, перчатки, маски, градусники, но это маленький объем относительно всех остальных потерь, которые мы понесли. 85 дней магазины сети не работали. Да, увеличился объем онлайн продаж, примерно на 50%. Но этот рост никаким образом не мог перекрыть те потери, которые возникли за 85 дней. Доход от онлайн продаж несравним с продажами офлайн», — прокомментировал он.
По словам Алексея Пшеничного, средний чек покупателей остался примерно таким же, как в аналогичный период 2019 года. Небольшие изменения произошли в конвертации: количество посещений магазинов сократилось, процент купивших — увеличился. Покупательский спрос сразу после карантина был выше, чем в прошлом году. Сейчас спрос в магазинах сохраняется не хуже, чем в 2019 году, отметил директор сети.