Российский агроэкспорт в Китай превысил 3 млрд долларов (ИНФОГРАФИКА)
За 10 месяцев 2020 года Россия экспортировала в Китай более 3,7 млн тонн продовольственных товаров на сумму 3,2 млрд долл.
В физическом выражении объем отгрузок увеличился на 32%, в стоимостном – на 24%. Китай сохраняет статус крупнейшего импортера российской продукции АПК с долей 14% (без учёта экспорта в страны ЕАЭС за сентябрь – октябрь). Республика является ведущим покупателем российской рыбы и ряда другой продукции.
Драйверами роста российского агроэкспорта в текущем году остаются масложировая и мясная продукция. Так, поставки подсолнечного масла увеличились в 2,2 раза к аналогичному периоду прошлого года до 447 млн долл. (629 тыс. тонн), благодаря чему КНР в этом году вышел в лидеры среди импортеров российского подсолнечного масла.
Рыба и ракообразные
Что касается основной позиции российского экспорта продукции АПК в Китай – мороженой рыбы, то в физическом выражении ее продажи увеличились на 2,7% до 911 тыс. тонн, хотя в стоимостном продолжают оставаться на 4,9% ниже прошлогоднего уровня, составляя 1,1 млрд долл.* Экспорт ракообразных снизился в физическом объеме на 20% до 11 тыс. тонн, в то время как в денежном, напротив, вырос на 6,9% до 236 млн долл.
Мясо
Поставки мяса птицы в КНР опережают показатели прошлого года в 3,5 раза в физическом выражении и в 2,8 раза в стоимостном. За 10 месяцев 2020 года на рынок Поднебесной уже отгружено 123 тыс. тонн мяса птицы на 226 млн долл. – около 65% всего российского экспорта в этой категории. Экспорт говядины, который стал возможен с января 2020 года, составил 5,9 тыс. тонн с учетом субпродуктов стоимостью 31 млн долл.
Китай – второй в мире импортер продовольственных товаров после США. По данным ITC Trade Map, в 2019 году в республику было ввезено продукции АПК стоимостью 140 млрд долл. По оценке «Агроэкспорта», Россия имеет потенциал дальнейшего расширения экспорта рыбной, масложировой, мясной и молочной продукции. В том числе в ближайшие годы можно ожидать рост экспорта основных видов растительных масел (подсолнечного, соевого, рапсового), шротов и жмыхов, а также сырья для масложировой промышленности (соевые бобы, семена рапса).
Ключевой задачей для наращивания экспорта мяса в Китай является открытие рынка для поставок российской свинины, переговоры об этом Россельхознадзор и ГТУ КНР ведут с 2015 года. Потенциал дальнейшего роста есть также у мяса птицы и говядины.
Также перспективными продуктами для китайского рынка являются сахар, кондитерские изделия, зерновые и бобовые культуры, продукты перемола.
*данные ФТС и по форме 8-ВЭС-рыба
(в сокращении)