Москве будет трудно вернуться на китайский рынок морепродуктов
РФ начала переговоры в надежде возобновить экспорт рыбы в КНР. Пекин с начала октября находил в российской рыбе высокий уровень заражения коронавирусом. Получится ли у российских чиновников заболтать китайских контролеров или властям РФ придется заняться реальной борьбой с эпидемией – большой вопрос. Пока российские рыболовы пытаются искать альтернативные направления сбыта продукции.
Для судов из РФ закрылись оба ключевых китайских порта, где разгружались отечественные экспортные морепродукты. В конце сентября закрылся Циндао, ближе к Новому году отказано в разгрузке и в Даляне (ранее подробно). Причина одинаковая – у разгружавших российскую рыбу работников портов обнаружили коронавирус. После этого в Даляне приостановлена работа нескольких российских судов, так как тесты на коронавирус у членов экипажей были положительными.
В конце сентября китайский Центр по контролю и профилактике заболеваний в провинции Цзилинь дважды сообщал, что в замороженных морепродуктах, ввезенных из России, обнаружены следы коронавируса. Инфекция была обнаружена в ходе проверки в столице провинции – городе Чанчунь.
Еще с октября Пекин запретил поставки рыбы и морепродуктов четырем российским компаниям. Урегулировать вопрос поручено Россельхознадзору и Росрыболовству, которые проводят совещания с китайскими регуляторами.
Советник руководителя Россельхознадзора Юлия Мелано заявила, что главное таможенное управление Китая даже не информировало Россельхознадзор о закрытии Даляня для российских судов.
Ситуация осложняется тем, что у российских компаний нет достаточных объемов складских мощностей, чтобы временно сохранить выловленную продукцию в замороженном виде. Надежд на выгрузку в следующем ближайшем порту, в Шанхае, немного. Да и доставка туда ведет к удорожанию товара. Реализовать рыбу и продукцию ее переработки в таких объемах, которые закупает сегодня Китай, на территории России также якобы невозможно.
Ранее зампред правительства Виктория Абрамченко поручила Росрыболовству и Россельхознадзору не только провести переговоры с китайскими коллегами по поводу закрытия портов, но и «довести до российских экспортеров исчерпывающие требования китайской стороны в рамках профилактики COVID-19». Очевидно, что октябрьский случай (когда закрылся первый порт) не научил российских экспортеров, как соответствовать требованиям китайцев, либо те ужесточили подходы на фоне роста заболеваемости в РФ. Напомним, что в начале октября только стартовала вторая волна эпидемии, а сейчас в России ежедневно выявляют по 29 тыс. новых случаев, и это только согласно официальной статистике – независимые эксперты уверены, что всего у нас заболели не 3 млн., а в шесть раз больше.
Российским властям, таким образом, надо организовать взаимодействие с китайскими, чтобы получать оперативную информацию от них по профилактике COVID-19. То есть доморощенные методики имитации борьбы с коронавирусом, похоже, больше не работают. А рыбакам и регуляторам из России надо будет тщательнее относиться к китайским протоколам и методикам исследований.
В Россельхознадзоре сообщали, что принимают все возможные меры для выполнения требований Китая и обеспечения безопасности отечественной рыбной продукции: проводится тестирование на инфекцию не только экипажа судов, но и упаковки продукции перед отправкой в Китай, а также дезинфекция грузов.
Но, судя по тому, что Абрамченко в декабре поручает Росрыболовству и Роспотребнадзору обеспечить контроль за тестированием членов экипажей и неукоснительным исполнением российскими рыбаками требований ВОЗ, РФ и КНР по профилактике коронавируса, октябрьский урок адекватно воспринят не был (ГТУ КНР напоминало Россельхознадзору о важности проведения переаттестации российских рыбоперерабатывающих предприятий/судов).
В октябре в письме Пекинского муниципального коммерческого бюро компаниям, торгующим морепродуктами, предлагалось избегать импорта продуктов из стран с высоким числом активных случаев коронавируса. Под угрозу попали также морепродукты из Индии, США и других стран. Представитель совета по продвижению продуктов питания Ирландии Конор О’Салливан отмечал, что рынок морепродуктов в Китае страдает из-за жесткой позиции властей Поднебесной в отношении импортных морепродуктов.
В начале 2020 года РФ сама ограничивала ввоз морепродуктов из КНР в связи с обнаружением в них тяжелых металлов. Поэтому некоторые эксперты видят связь запретов на ввоз ковидной рыбы с предыдущими действиями российских властей.
Китай – основной покупатель российской рыбы, на него приходится свыше 60% российского экспорта. В 2019 году Россия поставила туда 1,2 млн т рыбы почти на 3,3 млрд долл. По данным Федеральной таможенной службы, в январе–октябре 2020 года экспорт свежей и мороженой рыбы вырос на 7,2%. Россия отгрузила 1,4 млн т почти на 2,4 млрд долл. Объем экспорта по весу вырос за 10 месяцев (по сравнению с тем же периодом 2019 года) на 7,2% – правда, стоимость упала на 2,1%. Сам октябрь был удачным, экспорт по весу по сравнению с сентябрем 2020-го вырос на 9%, а по стоимости – на 6,5%.
Власти Приморья также заявили недавно, что перевыполнили планы экспорта сельхозпродукции по нацпроекту. По информации регионального правительства, объем вылова рыбы и морепродуктов приморскими компаниями в 2020 году к началу декабря превысил уровень прошлого года на 12% и составил почти 810 тыс. т. Рыбы и морепродуктов экспортировано почти 662 тыс. т на 1,3 млрд долл. В основном продукция экспортируется в Китай, Республику Корея и Японию. Ранее губернатор Олег Кожемяко на заседании Совбеза РФ обратился с предложением оставлять до 5% улова в регионе, чтобы обеспечить жителей края рыбой по доступной цене.
Впрочем, по данным федерального центра «Агроэкспорт» Минсельхоза, экспорт рыбы и морепродуктов сократился на 4% – до 4,3 млрд. При этом суммарный экспорт всей продукции сельскохозяйственной и рыбной продукции увеличился на 14% за 10 месяцев 2020 года по сравнению с показателем за аналогичный период прошлого года (до 23 млрд долл.).
Если ограничения на заходы в китайские порты продолжатся, то рыбакам из России либо придется оставаться на приколе, либо сдавать рыбу импортерам по более низким ценам.
Президент Русско-азиатского союза промышленников и предпринимателей (РАСПП) Виталий Манкевич не считает, что коронавирусные ограничения для российских рыбаков это попытка «ответить» за недопуск китайских креветок на российский рынок в январе.
«Как правило, симметричные ограничительные меры принимаются быстрее. Китайские власти учитывали действующие ограничения, но не ориентировались на них как на основную предпосылку. Сейчас Китай крайне щепетильно относится к вопросам, связанным с коронавирусом: им удалось фактически избежать второй волны, поэтому входящие грузы проходят дополнительную специальную проверку. Об этом свидетельствуют и результаты переговоров: договорились, что российская сторона внедрит более надежную методологию проверки на коронавирус перед отправкой в Китай», – говорит эксперт.
По словам эксперта, требования к российским рыбакам по «очистке» их продукции от коронавируса не отличаются от требований к другим поставщикам агропродукции в КНР. «У китайских санитарных врачей нет какого-то предвзятого отношения к российской продукции. Об этом свидетельствует и факт признания китайской стороной того, что закрытие порта Даляня – региональная инициатива. Когда Китай «наказывает» за что-то, он действует иначе, это можно проследить на примере отношений с Австралией. Там другая риторика и другой подход».
Коронавирусные ограничения в краткосрочной перспективе могут повлиять и на экспорт другой российской агропромышленной продукции, мяса, например, хотя в долгосрочной перспективе КНР заинтересован в росте поставок из РФ, считает эксперт.
«Распространение ограничений на мясо – это крайне неприятная перспектива. Тем не менее долгосрочно Китай не заинтересован в реальном ограничении доступа России на рынок, для Китая важнее стабильность и устойчивость поставок российского мяса и рыбы на рынок. Реальные ограничения могут продействовать две-три недели, экспорт мяса – это растущая категория, которая в этом году превысит 1 млрд долл. Тем не менее временной лаг в две-три недели может сократить экспорт рыбы на 50–70 млн и на 50 млн в случае ограничений по мясу», – сказал Манкевич.
- В Россельхознадзоре рассказали, почему российскую рыбу не пускают в Китай. Ограничения на приемку рыбопродукции в китайском порту Далянь ввели неофициально. Главное таможенное управление КНР подтвердило, что не причастно к этому закрытию (подробно).