Рыбаки строят планы свержения «китайского ига»
Дальневосточные рыбаки не видят быстрых перспектив разрешения проблем доставки минтаевой продукции в Китай и вместе с государством ищут пути стратегического развития отрасли, чтобы исключить повторение ситуации, сообщает Fishnet.ru.
9 февраля во Владивостоке под руководством вице-премьера - полпреда Президента по Дальнему Востоку Трутнева состоялось совещание всех, кто связан с добычей, переработкой, хранением, транспортировкой улова. Разные участники поднимали разные темы, общий лейтмотив встречи был «китайцы делают, что хотят и не дают разумных объяснений своим действиям». На совещании не получилось найти быстрое решение возникших проблем.
-
Обращения российских властей к китайской стороне по поводу поставок российской рыбопродукции пока в основном остались без ответа, сообщил вице-премьер - полпред президента Юрий Трутнев. Собственно, претензия китайских властей давно известна – наличие следов вируса на упаковке. Российские (и не только) вирусологи отрицают возможность столь долгого выживания вируса на морозе, китайские врачи регулярно находят тех, кто, якобы, заразился таким образом. Ожидать, что китайцы признают свою неправоту – как минимум, наивно. К тому же, 12 февраля – Новый год по лунному календарю, страна вымирает минимум на пару недель, а официальные органы не работают с 11 по 17 включительно.
-
В качестве меры спасения было в очередной раз предложено поставлять продукцию на новые рынки или на временное хранение в другие страны кроме Китая и Кореи. Чтобы облегчить это Ассоциация добытчиков минтая предложила Россельхознадзору рассмотреть возможность оформления сертификатов здоровья на партии сразу из нескольких контейнеров. Представитель РСХН не возражал на уровне идеи, но заметил, что эту инициативу надо бы согласовать с властями стран-получателей продукции.
-
Остальное обсуждение касалось более отдаленного будущего, в первую очередь - мер по развитию собственной береговой рыбопереработки. Необходимо добиваться, чтобы не быть полностью зависимыми от зарубежной стороны, подчеркнул вице-премьер - полпред. Нужно развивать возможности переработки в России, поставки продукции на внешние рынки
-
В итоговый протокол совещания включили задачу о проработке «Рыбных интервенций». Пока обсуждается закупка 100 - 120 тысяч тонн минтая, но будет обсуждаться и другая рыба, например, путассу или сельдь иваси. При этом сделано странное заявление о том, что если механизм рыбных интервенций не будет готов в скором времени (а такие вещи за пару недель обычно не делаются) и вылов минтая в нынешнюю путину придется сократить, то это все равно хорошо, поскольку дает рыбакам надежду на то, что в следующий сезон они наверстают упущенное. Имеется в виду, что надежда скомпенсирует финансовые потери.
-
За неделю должен быть разработан комплекс мер поддержки, для того чтобы можно было как можно быстрее построить в России рыбоперерабатывающие заводы. Эти меры должны позволить через полтора - максимум два года полностью закрыть на Дальнем Востоке потребность в переработке. Называлось, что для того, чтобы полностью компенсировать китайскую переработку требуются заводы, способные в сумме переработать 180 тыс. тонн минтая БГ в год. Почему именно 180, а не миллион, традиционно экспортируемый в Китай ежегодно, не объявлялось. Принимая во внимание сложность согласований, весьма вероятно, что на самом деле документ проходит последние этапы перед подписанием.
-
Для строительства новых береговых заводов будет использоваться программа инвестквот. Не было сказано, вызовет ли это дополнительный отъем квот. Никто не высказал вслух негатива по этому поводу, но со стороны некоторых переработчиков прозвучал определенный скептицизм относительно эффективности береговых заводов.
-
Руководитель Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота Алексей Осинцев, объединяющей пока только компании группы РРПК, заявил о необходимости развития судовой переработки, сказав, что морская переработка эффективнее. «Считаем, что особое внимание следует уделить развитию переработки непосредственно в море. Филе однократной морской заморозки пользуется устойчивым высоким спросом, как за рубежом, так и внутри страны. Береговое производство предполагает дополнительные циклы разморозки и повторной заморозки, что делает его менее эффективным по сравнению с морским», - сообщил А. Осинцев.
-
Глава «Доброфлота» Александр Ефремов попросил облегчить привлечение иностранной рабочей силы, чем вызвал гнев Юрия Трутнева, который ранее выступал за предоставление преференций компаниям в ДФО, которые привлекают граждан РФ, а за иностранную рабочую силу надо платить, так называемый, «акциз Трутнева». Между тем, дефицит рабочей силы на береговых заводах есть уже сейчас, и кому, как не Ефремову, запустившему такой завод, это понимать лучше других.
-
Как известно, в январе ВАРПЭ направила помощнику президента Максиму Орешкину свое видение развития отрасли. В документе прозвучало, что главной задачей члены ВАРПЭ считают развитие береговой переработки и строительство мало и среднетоннажного флота. «Инвестиционные квоты должны работать на социально-экономическое развитие прибрежных регионов, а не на повышение капитализации отдельных рыбопромышленных компаний». Фактически это не относится к заводам РРПК и Доброфлота, находящимся в тысячах километров от основных районов промысла. Проблемы заводов на Камчатке – Сахалине – Курилах на совещании не прозвучали.
Не успело завершиться совещание, посвящённое сложностям с экспортом российской рыбы в Китай, как назрела необходимость провести совещание по трудностям с доставкой в Южную Корею. Сейчас ожидание в Пусане может превышать месяц. Склады заполнены.
Однако, как корейские, так и китайские источники настаивают на том, что после 17 февраля все наладится как в Корее, так и в Циндао/Даляне. Если это будет правдой, получится, что российским рыбакам продемонстрировали, кто на самом деле управляет промыслом на Дальневосточном бассейне.
Источник: © Fishnet.ru
1. бедное население не может купить филе... В рознице минтай БГ примерно вдвое дешевле, чем филе. А выход филе из БГ в неумелых руках 58%. почти то на то и выходит. В расчете на месячное потребление разница не достойна обсуждения.
2. Про падение располагаемых доходов населения - мантра популярная, но скучная. Это вы с каким годом сравниваете? Мои наблюдения говорят об обратном почти за любой период. Госкомстату верю слабо
3. на судне дорогущее электричество, дорогущая пресная вода и дорогущий пар. Даже морская вода не бесплатная, ее надо прокачать и обеззаразить. Это, конечно, никак не отменяет необходимости считать экономику.
4. Экономически береговые фабрики хуже судовых, на этот счет нет никаких разногласий ни в одной стране. Повсюду это - социальная поддержка прибрежного населения. В этом смысле строительство завода во Владивостоке (например) с узбекскими (например) работниками - поддержка кого?