C каждым годом растет экспорт продукции российского АПК и география экспортных рынков
5 октября Министр сельского хозяйства Российской Федерации Александр Ткачев принял участие в деловом завтраке «Экспорт продукции АПК: ключевые факторы успеха», который состоялся в рамках деловой программы Российской агропромышленной выставки «Золотая осень-2017».
Главными темами обсуждения стали достижения, потенциал и развитие экспорта российского АПК. За прошедшие 10 лет экспорт продукции АПК вырос в 3,5 раза и достиг в 2016 году 17,1 млрд долларов США.
Ключевыми статьями экспорта продукции российского АПК по итогам 2016 года стали пшеница (24,7% экспорта АПК), подсолнечное масло (8,4%), рыба мороженая (11,5%), хлеб и кондитерские изделия (5,5%), кукуруза (5%).
«В последние годы набирает темпы развитие незернового экспорта. За первые 7 месяцев этого года экспорт сахара вырос в 52 раза до 250 тыс. тонн. Экспорт свинины увеличился на 83%, подсолнечного масла - на 34%, мяса птицы – на 32%. Такие фундаментальные изменения ставят перед отечественным АПК новые вызовы», - сообщил министр.
Дополнительный импульс активному экспорту российской сельхозпродукции придало создание и продвижение российских продовольственных брендов – это и зонтичные бренды, такие как «Сделано в России», и товары с защищенным географическим наименованием, и конкретные торговые марки. Сегодня российское продовольствие ценится на зарубежных рынках как экологичное и натуральное, поэтому есть потенциал развивать этот образ. Однако, как было отмечено в ходе дискуссии, важно также не только соответствовать мировым стандартам, но и учитывать региональную и страновую специфику при поставках продукции.
Участники делового завтрака подчеркнули, что важным направлением поддержки экспорта может стать создание экспортных кооперативов. Минсельхозом подготовлен проект постановления Правительства РФ о предоставлении субсидий кооперативам при продвижении продукции АПК. Механизм поддержки экспортно-ориентированных кооперативов будет предусматривать компенсацию 50% затрат на транспортировку продукции до конечного пункта назначения. Создание экспортных кооперативов поможет фермерам и небольшим производителям в выходе на иностранные рынки.
В целом в задачах Минсельхоза на 2018 год в рамках приоритетного проекта «Экспорт продукции АПК», принятого Правительством РФ, стоит дальнейшее снятие барьеров на пути продовольственного экспорта и развитие новых направлений поддержки, а к 2030 году увеличение экспорта продовольствия до 30 млрд.
Среди приоритетных задач по развитию экспорта на этот и следующий год - запуск механизма субсидирования перевозок зерна из внутренних регионов страны к экспортным портам, что позволит как увеличить объем зернового экспорта, так и выровнять цены внутри страны.
Кроме того, совместно с Российским экспортным центром прорабатывается возможность компенсации затрат на железнодорожные перевозки всей сельхозпродукции, поставляемой на экспорт. 2 августа Правительство РФ выделило 100 млн рублей на компенсацию части затрат при транспортировке продукции АПК автомобильным и железнодорожным транспортом.
Среди участников дискуссии – Министр сельского хозяйства Российской Федерации Александр Ткачев, генеральный директор Российского экспортного центра Петр Фрадков, член Коллегии (Министр) Евразийской экономической комиссии по промышленности и агропромышленному комплексу Сергей Сидорский, Министр сельского хозяйства, животноводства и снабжения Федеративной Республики Бразилия Блайро Магги, президент «Auchan» в России Франсуа Реми, управляющий директор Ирландского продовольственного совета «Board Bia» в 2004-2007 гг. Айдан Коттер, генеральный директор «UMA Exports» Раджеш Тибревал, генеральный директор агентства «Ketchum Maslov» Михаил Маслов, президент консалтинговой компании «AGRIFOOD Strategies» Альберт Давлеев, председатель Совета директоров ГАП «РЕСУРС» Виктор Наурузов, председатель совета директоров ГК «Продимекс» Игорь Худокормов, основатель и шеф-повар ресторана «Честная кухня» Сергей Ерошенко и другие.