Добытчики минтая оценили в $400 млн потери из-за закрытия портов Китая
Длившийся больше года запрет Китая на прием российской рыбы привел к многомиллионным потерям добытчиков минтая. Зато они смогли в полтора раза увеличить производство более дорогой продукции — рыбного филе и фарша.
Действовавшие в 2021 году ограничения на поставки российской рыбы в Китай стоили российским рыбопромышленным компаниям, добывающим минтай, около $400 млн потерь. Такие оценки предоставила Ассоциация добытчиков минтая (в нее входят 35 рыбодобывающих предприятий, на долю которых приходится более 45% суммарного вылова всех видов водных биоресурсов в России, а также 78% вылова минтая в России и около 41% мирового вылова этого вида рыбы).
Ограничения на импорт в Китай для российских рыбаков действовали больше года: в октябре 2020-го КНР начала закрывать свои порты для российской продукции, после того как на упаковке поступившей из России рыбы были обнаружены следы COVID-19. Последний порт Далянь закрылся в декабре 2020-го.
О снятии ограничений на поставки рыбы из России еще в конце 2020 года власти Китая просил полпред президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев. Переговоры шли в течение 2021 года, но финальной ясности, когда могут открыться китайские порты, не было: в конце сентября глава Росрыболовства Илья Шестаков говорил, что перевалка рыбы в Китай навалом «не откроется ни в ближайшие месяцы, ни в ближайший год, а возможно, что и никогда».
Но в начале января 2022 года Китай неожиданно возобновил прием российской рыбы в своих портах Далянь и Циндао. Первое российское судно с более чем 7 тыс. т рыбной продукции, по данным Росрыболовства, зашло в порт Даляня 16 января.
Как изменился российский рынок минтая из-за запрета
Из-за закрытия портов поставки российской рыбы с Дальнего Востока в Китай по итогам 2021 года уменьшились на 67%, оценивал в декабре Юрий Трутнев.
Одними из наиболее пострадавших в результате запрета стали добытчики минтая — главного биоресурса, который российские рыбаки вылавливают на Дальнем Востоке. В 2021 году, по данным Росрыболовства, на Дальнем Востоке были добыты 3,5 млн т водных биоресурсов — из них 1,7 млн т (или почти 49%) был минтай.
До пандемии основная часть добытой в России рыбы отправлялась на экспорт: доля минтая в экспорте превышала половину, сообщало в марте 2020 года подведомственное Росрыболовству ФГУП «Нацрыбресурсы». Главным покупателем этой продукции был Китай: по оценкам британского некоммерческого финансового аналитического центра Planet Tracker, на долю Китая приходилось около 60% российского экспорта минтая.
В течение 2021 года ввозить рыбную продукцию в Китай российские экспортеры могли только в рефконтейнерах (отдельные боксы для перевозки грузов с особыми температурными условиями внутри) с перевалкой во Владивостоке или Петропавловске-Камчатском либо со складов из южнокорейского Пусана, но это сильно ограничило поставки, потому что до сих пор российские рыбаки экспортировали рыбу в Китай в основном навалом. Основным покупателем российского минтая в январе—ноябре 2021 года, по данным Федеральной таможенной службы, стала Южная Корея.
Из-за закрытия китайского рынка летом 2021 года на Дальнем Востоке возникли излишки минтая, а в центральной России — наоборот, риск дефицита: в ожидании более низких цен переработчики не торопились покупать минтай. Для поддержки дальневосточных рыбопромышленных компаний и переориентации поставок минтая на внутренний рынок правительство предоставило субсидии на поставку продукции из минтая в центральную часть России — субсидии были продлены до 31 декабря 2022 года, и ими активно пользуются дальневосточные рыбопромышленники, сообщил представитель Росрыболовства. Излишки минтая также согласились закупить для своих нужд силовые ведомства — Минобороны, МВД и ФСИН.
Из-за китайского локдауна в 2021 году выстроенные за предыдущие годы логистику и дистрибуцию пришлось оперативно перестраивать, констатирует президент Ассоциации добытчиков минтая Алексей Буглак. Отправка рыбы в Китай в контейнерах потребовала дополнительных работ — выгрузки в порту, хранения, дезинфекции продукции и упаковки, помещения в контейнеры и отправки. Ситуацию, по словам Буглака, усугубили дефицит холодильников для хранения рыбы и рефконтейнеров в порту Владивостока. Стоимость логистики в 2021 году кратно выросла, а издержки, которые из-за этого понес бизнес, не были компенсированы ценой на минтай, которая держалась на стабильно низком уровне, отмечает Буглак. Уже в феврале 2021 года оптовые цены на минтай на Дальнем Востоке под влиянием ограничений на экспорт в Китай упали до минимальных за последние несколько лет значений (65 руб. против 102 руб./кг в феврале 2020-го).
Почему Китай решил открыть свои порты
После того как Китай ограничил поставки российской рыбы через свои порты, рыбопромышленники увидели в его действиях признаки торговой войны — об этом, в частности, говорил президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников Герман Зверев. По версии Planet Tracker, Китай мог использовать длительное закрытие своих портов как инструмент давления, чтобы получить разрешение добывать минтай в российских водах самому. Глава Росрыболовства Илья Шестаков, впрочем, опровергал эту версию и заявлял, что «нет никакой торговой войны».
Но действия Китая могли отразиться не только на российском рыбном экспорте, но и на самих китайских рыбоперерабатывающих предприятиях, отмечает Буглак. Большая часть российского минтая завозилась в Китай для дальнейшей переработки и реэкспорта: закупленное в России сырье китайские рыбные фабрики перерабатывали в готовое филе минтая, которое, в свою очередь, поставляли в ЕС и США.
Еще один фактор, который мог повлиять на решение об открытии портов, — то, что за год ограничений Россия стала сама наращивать производство готовой продукции — филе минтая и рыбного фарша. На переработке российского сырья в филе минтая Китай создавал не менее $250 млн добавленной стоимости — «это очень серьезные доходы, которые Китай может потерять, потому что Россия сама стала наращивать объемы производства конкурентоспособной продукции», указывает Буглак. По его данным, производство филе, фарша и сурими (полуфабрикат, из которого делают в том числе крабовые палочки) выросло в 2021 году в 1,5 раза — до 150 тыс. т.
Резкое снижение поставок сырья вследствие ограничений, введенных из-за пандемии, безусловно, сказалось и на рыбоперерабатывающих предприятиях Китая, признает представитель Росрыболовства.
Хотя Китай и принял решение об открытии своих портов, это не означает, что экспорт возобновится в прежнем формате, в частности, из-за того, что Китай ввел в 2021 году новые меры по контролю за поставляемой продукцией, включая требования к ее маркировке, «и эти меры существенно повлияют на интенсивность поставок», предупреждает Герман Зверев из Всероссийской ассоциации рыбопромышленников.