Драйвером роста российского экспорта в Японию стала рыба (инфографика)
В 2021 году российский агроэкспорт в Японию вырос почти в 2 раза
В первые четыре месяца 2021 года Россия поставила в Японию 93 тыс. тонн продукции АПК, что на 57% больше аналогичного прошлогоднего показателя. Стоимостной объем экспорта вырос на 95% до 95 млн долл.
Драйвером роста стали поставки мороженой рыбы, увеличившиеся в 3,2 раза до 9,9 тыс. тонн в физическом выражении и в 3,8 раза до 42 млн долл. в денежном. Основная часть этого объема пришлась на мороженую нерку, которой отгружено на сумму 36 млн долл., в то время как в прошлом году ее поставки равнялись лишь 1,4 млн долл. Кроме того, Россия нарастила поставки в Японию сельди (2,9 млн долл., в 6,3 раза больше) и мороженой трески (1,8 млн долл., +32%).
Второе место в структуре продаж в начале текущего года занимает кукуруза.
На третьей позиции – ракообразные, которых отгружено более 1 тыс. тонн (-26%) на сумму 11 млн долл. (-20%). Около 82% стоимостного объема пришлось на креветок, остальное – на крабов. Экспорт морских ежей вырос на 5,6% до 3,3 тыс. тонн в натуральном объеме и на 9,4% до 10 млн долл. в денежном. Япония находится на 2-м месте по импорту из России свежих и охлажденных крабов, охлажденных и мороженых креветок, а также традиционно является главным покупателем морских ежей.
Кроме того, следует отметить увеличение российского экспорта мороженых каракатиц и кальмаров (в 46 раз до 2,6 млн долл.) и возобновление поставок рыбного филе (329 тыс. долл.).
Япония – одна из ведущих мировых держав, которая занимает 11-е место в мире по численности населения и 3-е место по размеру ВВП после США и Китая.
В то же время Япония – одно из крупнейших рыбопромысловых государств мира и один из ведущих потребителей морепродуктов. Согласно данным Агентства по рыболовству Японии, в 2019 году среднедушевое потребление рыбы и морепродуктов составило 23,9 кг, и Правительство страны прикладывает усилия по увеличению потребления при помощи реализации различных маркетинговых кампаний, таких как программа «Fast Fish» – продвижение потребления простой в приготовлении рыбной продукции.
По данным ITC Trade Map, в 2020 году Япония импортировала продовольственных товаров на сумму 70 млрд долл. Ассортимент закупаемой страной за рубежом продукции разнообразен, крупнейшие позиции – свинина (4,4 млрд долл.), кукуруза (3,3 млрд долл.), рыбное филе (3,1 млрд долл.), готовые или консервированные продукты из мяса (3,1 млрд долл.), промышленные заменители табака (3 млрд долл.), мороженая рыба (2,7 млрд долл.), сигареты и сигары (2,2 млрд долл.), ракообразные (2 млрд долл.).
Ведущими поставщиками продукции АПК на японский рынок в 2020 году являлись США (20%), Китай (12%) и Канада (6%). Россия занимала 17-е место с долей 1,4%.
По оценке Федерального центра «Агроэкспорт», к 2030 году Россия имеет потенциал нарастить поставки продукции АПК в Японию до 2,5-2,8 млрд долл. В частности, перспективами дальнейшего роста обладают мороженая рыба и рыбное филе, ракообразные, зерновые культуры (кукуруза, пшеница, ячмень), готовые и консервированные мясные продукты, а в случае получения доступа – также мясо птицы и свинина.
инфографика: aemcx.ru