Экспорт рыбы из Приморского края в Юго-Восточную Азию увеличивается
Увеличение экспортного потока рыбы из Приморского края рыбопромышленные компании объясняют отсутствием достаточно устойчивого спроса на внутреннем рынке, что делает продажи рыбы в России нерентабельными. При этом ссылки делаются на особенности российской кулинарии. По словам коммерческого директора ОАО «Дальрыба» Константина Кодолева, россияне еще не готовы потреблять так много рыбы, как народы Азии.
В январе - сентябре 2011 г. рыбопромышленные компании Приморского края экспортировали 364 тыс. т рыбы и морепродуктов (+ 8,7 %) на сумму 522,6 млн. долларов. (+ 4,9 %). В структуре ассортимента преобладала охлажденная и мороженая рыба (65 %), на следующих позициях - икра, молоки и печень (17 %), ракообразные (9 %), рыбное филе (5 %) и рыбная мука (4 %). Приморская рыба и морепродукты экспортируются в 15 стран дальнего и ближнего зарубежья. Но основные рынки - Южная Корея (31 %), Китай (29 %), Япония (11 %) и Панама (8 %).
Экспортеры знают, что страны Азиатско-Тихоокеанского региона являются оптовыми покупателями, приобретают российскую рыбу в большом количестве, в том числе сырье для дальнейшей переработки и реэкспорта. В частности, китайские процессоры ее обрабатывают и перепродают почти готовую продукцию в Россию или на рынки европейских государств. Естественно, с учетом добавленной стоимости. Но участники рынка уверены, что на данном этапе эффективный экспорт даже в таком виде - хороший временный ресурсный актив.
Норвегия экспортирует более 600 тыс. т рыбопродукции в год на сумму USD 2,1 млрд. Россия продает вдвое больше, но стоит эта рыба дешевле - USD 3,7 млрд. Индия экспортирует столько же, сколько и Россия, но зарабатывает на этом больше - USD 4,5 млрд. Такие данные привел президент Ассоциации добытчиков минтая Герман Зверев. По его мнению, современная рыбная промышленность должна продавать продукцию в нескольких направлениях, включая внутренние и зарубежные рынки.
Специалисты считают, что наша рыбная промышленность развивается на фоне роста цен - на внутреннем российском рыбном рынке они устойчиво увеличиваются. Гендиректор аналитической компании «Восток-Инвест» Александр Ганджин считает, что в случае стабильности цен на рыбопродукцию, внутренний рынок обеспечит компаниям меньшую прибыль. При таких обстоятельствах они вынуждены поднимать цены на свою продукцию. Насыщение домашнего рынка недорогой рыбой - задача скорее политическая. Если правительство этого хочет, должно создать соответствующие условия. Но это уже не бизнес.