Экспорт сурими из Таиланда постепенно восстанавливается
Тайский экспорт мороженого сурими, который по итогам первого полугодия заметно превысил прошлогодний, в последние месяцы перестал расти. Об этом сообщает Fishnet.ru.
Однако отгрузки в Японию пошли активнее, чем в 2017 г., что может говорить о возвращении того первостепенного внимания, которое тайские производители традиционно уделяли рынку Японии. Одновременно с этим начала еще более сужаться та доля экспорта, которая приходится на европейский и все прочие рынки. Тем не менее, к началу заключительной трети текущего года помимо Японии еще Россия и Литва вошли в список тех направлений, на которых тайские производители сурими существенно подняли активность своих зарубежных продаж.
Общий объем экспорта мороженого суримии рыбных фаршей из Таиланда к началу сентября был как минимум на 7% больше, чем в 2017 г., достигнув более 18,2 тыс.т, но в августе он ограничился менее 2,3 тыс.т и даже был несколько меньше, чем в 2017 г. (-0,3%). В то же время отгрузки в Японию увеличились на 9% и достигли около 1,85 тыс.т, причем их рост относительно предыдущего года фиксировался уже второй месяц подряд, тогда как в последнее время активность тайского экспорта сурими на японском направлении характеризовалась четко выраженной негативной тенденцией.
Еще в 2016 г. в течение десяти месяцев общий объем экспорта в Японию выходил на уровень 2,0 тыс.т, а уже в 2017 г. такой уровень был зафиксирован лишь однажды и в текущем году это также произошло лишь один раз. Сам по себе уровень августовского экспорта так и остался невысоким, но японские эксперты рынка очень надеются на то, что произошел слом негативной тенденции, поскольку в 2018 г. уже в течение шести месяцев отгрузки в Японию опережали прошлогодние. Общий рост, который был накоплен к сентябрю, был небольшим, ограничившись всего 3% (при объеме в районе 13,4 тыс.т), но продолжающийся подъем уровня цен на минтаевое сурими американского производства ведет и к активизации спроса на тайскую продукцию на рынке Японии, и к росту реального интереса к работе на этот рынок со стороны тайских производителей (данные японского импорта тоже фиксировали достаточно серьезный рост поставок из Таиланда в июле и августе).
Рост поставок на японский рынок может, как полагают эксперты рынка, снизить активность отгрузок на всех прочих направлениях, поскольку возможности продаж на внешние рынки у тайских производителей достаточно серьезно ограничиваются активным спросом со стороны внутреннего рынка. В августе, например, отгрузки на альтернативных японскому направлениях, упали по сравнению с 2017 г. более чем на 25% и не достигли даже 0,45 тыс.т, причем отгрузки в Россию и Литву даже в сумме едва превысили 0,1 тыс.т. С другой стороны, к началу сентября общий объем экспорта сурими в Литву увеличился более чем в 22,5 раза и вышел на уровень 0,6 тыс.т, а отгрузки в Россию, где после введения режима контрсанкций у тайских (как и у индийских) производителей появилось намного больше конкретных возможностей, выросли практически в полтора раза и достигли около 1,35 тыс.т. В августе отгрузок в Россию (80 т) было почти на 40% меньше, чем в прошлом году, но у экспертов рынка нет особых сомнений в том, что 2018 г. завершится серьезным ростом тайского экспорта мороженого сурими на российском направлении.
Крепнет у японских пользователей и уверенность в том, что вырастут поставки тайской продукции в Японию. На этом фоне не могут не обращать на себя внимание провальные результаты экспорта в Южную Корею, которая на мировом рынке сурими становится все более мощным конкурентом японскому рынку. В августе на южнокорейском направлении был отгружен фактически только один контейнер, а в целом к сентябрю общий объем отгрузок в Южную Корею составил всего 0,73 тыс.т, что почти на 35% хуже результата января-августа 2017 г.