Евросоюз повышает барьеры для российских экспортных товаров
Первого января 2014 года начинает действовать новая «Генеральная схема преференций» ЕС (Generalised Scheme of Preferences /GSP), предусматривающая предоставление определенным странам льгот по оплате ввозных пошлин при поставке товаров в страны Евросоюза.
Принятая 31 октября 2012 года новая редакция GSP сократила перечень стран, которым предоставляются преференции, с 176 до 89. Россия, как и ряд других стран-экспортеров, из нового перечня исключена. Каковы же будут последствия для российских экспортеров рыбной продукции в страны ЕС. Тему исследует главный редактор Fishnet.ru Вячеслав Юрьевич Сухов.
Прежде всего, необходимо отметить, что схема GSP не является единственным инструментом, предоставляющим экспортерам возможность повысить эффективность экспорта рыбной продукции в Евросоюз. Кроме этой схемы существуют экспортные квоты по пониженным ввозным тарифам для поддержки перерабатывающих предприятий ЕС, устанавливаемые каждые 3 года, двусторонние соглашения о свободной торговле и механизмы ВТО. Разобраться в этом хитросплетении не всегда просто.
Начнем с «Генеральной схемы преференций»
По определению Евросоюза, «Генеральная схема преференций» позволяет развивающимся странам оплачивать пониженные тарифы по некоторым, или всем товарам, поставляемым в ЕС. Эта программа, впервые принятая в 1971 году, предназначена для оказания содействия развивающимся странам. Позднее в нее были включены страны с так называемой «переходной экономикой», куда была отнесена и постсоветская Россия.
Существуют три варианта (режима) GSP:
• стандартная схема GSP, которая предоставляет значительное снижение тарифов. На практике это означает частичную, или полную отмену тарифов на две трети для всех категорий товаров. Преференции распространяются только на определенные товары, перечень которых публикуется в приложениях. Рыба и рыбные продукты (тарифные коды 0303, 0304 и некоторые другие) включены в действующую, и в новую схему;
• схема GSP + это расширенные преференции, т.е. полная отмена тарифов, в основном на те же категории товаров, которые покрываются стандартной схемой. Такой режим предоставляется странам, ратифицировавшим и применяющим международные конвенции, касающиеся прав человека, трудовых прав, охраны и управления окружающей средой. Для того, чтобы схема GSP + заработала, должно быть обращение страны-кандидата по определенной форме;
• схема «Все, кроме оружия» ("Everything but Arms" /EBA) предназначена для наименее развитых стран и предоставляет их товарам доступ на рынок ЕС беспошлинно и без квотирования за исключением оружия и обмундирования.
Как следует из разъяснений Комиссии ЕС, пересмотренная «Генеральная схема преференций», принятая 31 октября 2012 года (IP/12/1168), предоставляет дополнительные экспортные возможности тем, кто в них больше нуждается, особенно наименее развитым странам. Из перечня стран, подпадающих под схему GSP, исключены страны, имеющие высокий, или выше среднего годовой доход на душу населения по классификации Всемирного Банка, в том числе страны, успешно прошедшие переходный период от централизованной экономики к рыночной.
Именно к этой группе (с душевым доходом выше среднего уровня) отнесена Россия, Аргентина, Бразилия, Куба, Уругвай, Венесуэла, Беларусь, Казахстан, Габон, Ливия, Малайзия и Палау. Причем Беларусь с 2007 года не могла пользоваться торговыми преференциями по схеме GSP, поскольку, согласно правилам, преимущественный доступ на рынок ЕС для Беларуси был приостановлен в связи с тем, что «страна-бенефициар систематически допускает серьезные нарушения конвенций, принятых компетентными органами ООН или Международной организации труда в области прав человека и трудовых прав».
До конца 2013 года Россия включена в стандартную схему GSP. Это означает, что размер таможенного тарифа на российскую рыбу снижен на величину, не превышающую 2/3 от стандартной ввозной пошлины, установленной для стран имеющих режим наибольшего благоприятствования. По сообщению представителей промышленности на практике это означает, что, например, для филе трески и пикши вместо стандартной ввозной пошлины 7,5% применяется ставка 2,6% при условии предоставления сертификата происхождения установленного образца (Form-A).
С января 2014 года для российских экспортеров будет действовать стандартный тариф для стран с режимом наибольшего благоприятствования. На филе трески будет применяться ставка 7,5%, на треску б/г 12%, минтай, включая филе, б/г и прочее мороженое мясо – 11,2%. Это означает, что цены на российскую продукцию упадут на 5-8%.
Экспортные квоты для поддержки перерабатывающих предприятий ЕС
Евросоюз является крупнейшим рынком рыбопродукции и импортером рыбы. Каждые три года устанавливаются квоты по автономным тарифам "autonomous tariff quotas (ATQs)» на определенные виды рыбы и рыбной продукции. ATQ позволяют членам ЕС импортировать определенное количество продукции по сниженным тарифам, обычно 0%, 4%, или 6%. Это способствует обеспечению поставок сырья для рыбообрабатывающей промышленности в необходимых объемах, если европейские поставщики не могут полностью обеспечить потребности предприятий.
Некоторые квоты по автономным тарифам, действующие с 2013 по 31 декабря 2015 года
Описание продукции |
Квота (2013-2015гг) в тоннах |
Стандартная ввозная пошлина |
Ввозная пошлина по квоте |
Фактический импорт по квотам 27 странами ЕС в 2010 г. (тонн) |
Треска (Gadus morhua, Gadus ogac, Gadus macrocephalus) и рыбы вида Boreaogadus saida, за исключением печени и икры, свежая, охлажденная или мороженая для переработки |
60 000 |
12% |
0% |
56 842 |
Треска (Gadus morhua, Gadusogac, Gadus macrocephalus) и рыбы вида Boreaogadus saida, соленая, или в рассоле, но не вяленая и не копченая для переработки |
2 600 |
13% |
0% |
3 371 |
Треска (Gadus morhua, Gadus macrocephalus) мороженое филе и мороженое мясо для переработки |
23 000 |
7,5% |
0% |
20 000 |
Минтай (Theragra chalcogramma), мороженый, мороженое филе и прочее мороженое мясо для переработки |
260 000 |
11,2% |
0% |
216 956 |
Сурими мороженое для переработки |
40 000 |
14,2% |
0% |
37 724 |
Тихоокеанские лососи (Oncorhynchus spp.) на перработку для выпуска пасты и спредов |
1 200 |
5,5% |
0% |
876 |
Крабы различных видов вареные, мороженые и не мороженые в упаковке нетто весом 2 и более кг. |
2 500 |
8% |
0% |
1 979 |
Импортные квоты не распределяются между экспортерами. Иными словами нет российской, норвежской или исландской квоты. Все поставки в счет квот отражаются в общем учете. Эти преференции не связаны со схемой GSP.
Двухсторонние соглашения о свободной торговле
По оценке экспертов ЕС в последние 15 лет 90% рынка потребления товаров находятся за пределами Европы. Улучшение условий для реализации европейской продукции на этом рынке является ключевой задачей для обеспечения интересов европейского бизнеса. Если предположить, что все ведущиеся в настоящее время переговоры ЕС о свободной торговле завершились успешно, то рост ВВП Евросоюза оценивается примерно на 2,2%, т.е. на 275 млрд. евро только за счет снижения ввозных пошлин на европейские товары.
Одновременно льготы приобретает и другая сторона, получая преференции при поставках своих товаров ЕС. Из стран, конкурирующих с Россией на европейском рынке рыбной продукции, такие соглашения имеют Норвегия (1973 г.), Исландия (1973 г.) и Фарерские Острова (1997 г.). В настоящее время ведутся переговоры с США, Японией, Канадой, странами АСЕАН, Китаем и рядом других стран.
В случае удачного завершения переговоров с США, продукция из американского минтая получит тарифные преимущества.
Тарифные квоты в рамках ВТО (WTO Tariff Quotas)
Возможность выделения таких квот предусмотрена по решению компетентных органов Евросоюза. С 01.01.2013 года предусмотрена возможность выделения квоты по нулевой тарифной ставке незначительного перечня рыбной продукции, в том числе трески соленой и солено-сушеной в объеме 25 тысяч тонн в год. Основным потребителем такой продукции является Португалия. Видимо, такая возможность предусмотрена в рамках оказания помощи этой стране, наиболее остро испытывающей последствия экономического кризиса. Перечень товаров, которые могут включаться в тарифные квоты в рамках ВТО, периодически пересматривается.
Российские экспортеры возлагали определенные надежды на то, что после вступления России в ВТО ввозные пошлины на российскую рыбу вообще будут отменены. Однако, как оказалось, членство в ВТО не означает автоматической отмены таможенных сборов, поскольку никаких обязательств Евросоюза в этом отношении при вступлении России в организацию не предусмотрено.
Напомним, что у России напротив как раз есть обязательства, выполняя которые с 1 сентября 2013 года были снижены ввозные пошлины на импортную рыбную продукцию.
Ставки на охлажденную семгу и форель снизились до 8,6%, на мороженую - до 8,3%. На филе тилапии и пангасиуса пошлина сокращается до 8,7%, филе минтая - до 8,5%, на сурими - до 8%. Пошлины на мороженую кильку, шпроты и сардины снижаются до 8,7%, мороженую мерлузу (хек) и морской окунь - до 9%, мороженую скумбрию - до 7,5%, мороженую мойву - до 8%. Ставки на ввоз моллюсков снизились с 15% до 13,3%.
Наиболее заметно пошлина сократится на мороженую сельдь - с 10% до 6,5%, а также креветки - с 10% до 6%. Согласно данным Евразийской экономической комиссии, снижаются также пошлины на рыбу соленую, сушеную и копченую. Например, на соленую сельдь - с 10% до 8,3%.
Действующие стандартные ввозные пошлины ЕС установлены для стран, которым предоставлен режим наибольшего благоприятствования. Вместе с тем, возможно снижение ввозных пошлин в России может являться основанием для обращения в ВТО по применению Евросоюзом на условиях взаимности пониженных тарифов для российской продукции. В любом случае, инициатива по подготовке материалов и обоснований для такого обращения должна исходить от рыбаков или их ассоциаций.
Как сообщили Fishnet.ru в Минсельхозе, российским государственным органом, обеспечивающим взаимодействие с ВТО, является Минэкономразвития.
Заголовок не правильнй: "Не повышает барьеры", а "отменяет льготы" правильно.
Кстати, это хорошо скажется на внутрироссийском рынке сырья, теперь подумают, туда везти или сюда.
А вы внимательнее статью почитайте. Для норвегии льготы по уплате таможенных платежей(преференции) при ввозе на таможенную территорию EU предусмотрены в Двухстороннем соглашении о торговле. Поэтому покупателю из EU выгоднее покупать продукции у страны с которой такое соглашение заключено.
С другой стороны, если вы завтра заходите перерабатывать охлажденку на филе, лоинсы, стейки и т.д.и продавать ее в Европу а не просто морозить ее(что можно и на судне делать), полагаю Ваше отношение к этому изменится на противоположное.
1. Ничего вам не мешает покупать охлажденку в Норвегии на аукционе, если она там дешевле.
2. Если бы вы могли продавать ее дороже за бугром, то вы бы его там продавали. Вы же не благотворительностью занимаетесь.
Во вторых: Я работаю в рамках сформировавшегося рынка. Но это не значит, что этот рынок справедлив. Он формируется благодаря узкому лобби, и в его интересах, а не отнюдь в интересах государства и его населения.
И в третьих, если Вы специалист в отрасли, то должны знать кто выписывает Кэтч сертификаты на рыбу и продукцию из нее при экспорте, и есть ли у этого органа полномочия выписывать их на продукцию, изготовленную из импортируемого рыбного сырья, даже если оно сопровождается кэтч сертификатом.
Но мы-то импортные пошлины снизили, а они де-факто, манипулируя преференциями в политических целях, повысили. И отмена преференций и снижение импортных пошлин - это, конечно, хорошо для наших береговых переработчиков - сырье может подешеветь теоретически. А потом, если внутренний рынок затовариться, и переработчикам на экспорт в ЕС будет отправлять менее выгодно, чем до отмены. Надо просить ЕС хотя бы снизить немного пошлины, как мы это сделали.
МИД, наверное, может организовать неприятности для ЕС в чувствительных для них сферах и способствовать снижению пошлин эквивалентно нашему снижению на импорт в связи с вступлением в ВТО. Ну и есть специальная правительственная комиссия по вопросам ВТО.