{{inboxCounter}}
Непрочитанных сообщений

ФАС: Рисков роста цен на продукты мы не видим

10 июля 2020 10:14

Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС) РФ Павел Заборщиков указывает: ведомство держит ситуацию с ценами под контролем. Кроме того, продолжает он, повторения весенней ситуации опасаться не стоит — и правительство, и торговые сети, и сами покупатели знают, что делать, если "вторая волна" коронавируса все же случится. О том, насколько Россия зависит от импорта продуктов, ценах и об основных направлениях работы ФАС в сельском хозяйстве, Заборщиков рассказал в интервью.

- В момент ажиотажного спроса в марте наблюдался рост цен на ряд товаров, например, лимоны и имбирь. Позднее подорожание объяснялось падением импорта. Насколько Россия  в целом зависима от импорта в сфере АПК?

— Объективно у нас не так много продовольственных товаров, по которым мы зависим от импорта. Это, в том числе, упомянутые вами имбирь и лимоны, кофе и чай. Те же лимоны, например, 40% у нас импортируются из Турции, и мы сильно зависим от ее поставок.

Когда в СМИ стали говорить, что лимоны помогают от коронавируса, разумеется, среди населения на них резко вырос спрос. При этом случилось это не в «сезон», а Турция нарастить поставки не смогла. Данными обстоятельствами попытались воспользоваться недобросовестные поставщики, в связи с чем и сложилась неприятная обстановка. ФАС пришлось вмешаться, провести проверки, выдать предупреждения — ситуация выровнялась, но ажиотажный спрос действительно имел место.

По имбирю и чесноку — та же история. Значительные объемы импорта приходятся на Китай. Но как только наши компании смогли договориться о дополнительных поставках имбиря, и склады заполнились, цены резко пошли на спад. Повторения ситуации мы не ожидаем. По чесноку всплеска спроса, слава богу, не произошло.

Есть еще несколько позиций, где мы зависим от импорта — специи, например. Но, если рассматривать основные товары, то российские производители вполне могут обеспечивать внутренние потребности населения.

- Недавно ФАС сообщала, что цены на продукты стабилизировались. Тем не менее, видит ли сейчас служба риски роста цен на какие-либо продукты?

— Нет, не видим. Наши торговые предприятия, учитывая риски, довольно серьезно запаслись товарами, заполнили склады, ожидая сохранения ажиотажного спроса. Но этого не произошло: граждане закупились и успокоились. 

Что касается социально значимых продуктов питания, ФАС держит ситуацию с ценами на них под постоянным контролем и предпримет все возможные меры для недопущения необоснованного роста цен.

Были недобросовестные предприниматели, которые попытались воспользоваться ситуацией. Это касается рынков гречневой крупы и сахара, где ФАС пришлось вмешаться: ситуация с параллельным ростом цен в некоторых регионах в ряде торговых сетей была слишком ярко выраженной. Мы подозреваем картельный сговор на этих рынках, но расследование пока продолжается, озвучивать какие-либо итоги преждевременно.

В целом Россия достаточно спокойно выходит из этого кризиса, без серьезных скачков цен. Отрасль получила опыт работы в сложной эпидемической ситуации: все понимают и логистические аспекты поставок, и необходимые объемы товаров. 

- То есть повторения такой ситуации, как в марте, не будет?

— Мы не видим даже предпосылок для этого. И правительство, и торговые сети понимают, какие действия на опережение надо предпринимать, если ситуация вдруг повторится. Поставщики товаров тоже поняли, что все попытки воспользоваться сложным положением будут жестко пресекаться, ничто не будет пущено на самотек. 

- Если переходить к разговору о российском аграрном комплексе в целом, какие проблемы в АПК вы могли бы выделить и какие основные направления для работы ФАС вы видите?

— Есть определенные проблемы в распределениях субсидий в сельском хозяйстве. Они заключаются в том, что механизмы распределения субсидий в регионах не всегда прозрачны и единообразны. На федеральном уровне установлены общие правила, которые дают возможность субъектам в дальнейшем принимать свои порядки распределения субсидий в регионе. И вот эти порядки не всегда понятны и прозрачны.

Зачастую нет должного информационного сопровождения распределения субсидий. Ряд требований может быть чрезмерным. Например, претендент не должен иметь задолженности. А если это небольшой фермер, у которого нет бухгалтера или юриста, но есть две копейки долга? Наверняка можно внести в правила изменения, дать фермерам небольшое послабление по тем же несущественным задолженностям, чтобы снять этот ограничительный барьер при получении субсидий.

Мы бы хотели видеть на уровне регионов четкие и прозрачные правила распределения субсидий, которые предоставят более широкий доступ к госсредствам малым предприятиям, а не только крупному бизнесу. Сейчас же существующая ситуация зачастую не позволяют мелким фермерам воспользоваться государственной поддержкой из-за сложностей, сопровождающих этот процесс.

Если процесс будет жестко регламентирован на федеральном уровне, регионам придется подстраиваться, что позволит повысить доступность, прозрачность распределения субсидий и даст возможность четко отслеживать этот процесс. Кроме того, это даст возможность большему количеству сельхозпроизводителей претендовать на получение субсидии, и, соответственно, даст стимул развитию конкуренции, что традиционно влечет за собой повышение качества продукции и снижение ее стоимости.

- Вы хотите сказать, что разделение на стимулирующую и компенсирующую субсидии не очень хорошо работает, или проблемы более глобальны?

— Нет, мы смотрим более глобально. Служба видит проблему именно в том, что федеральное законодательство не очень жестко и четко регламентирует требования к регионам.

- Почему я уточнил: новый механизм с начала года как раз вводился, чтобы регионы сами могли выбирать, на какие цели направлять средства.

— Пожалуйста, мы это поддерживаем. Просто нужно установить конкретные правила, дающие возможность широкому кругу сельхозпроизводителей претендовать на получение субсидий.

- Планируете ли формализовать и направить свои предложения в Минсельхоз?

— Конечно. Служба достаточно тесно работает с Минсельхозом. К сожалению, коронавирус очень серьезно повлиял на возможности общения, и сейчас мы ждем возобновления плотной коммуникации.

Задача антимонопольной службы — обратить внимание коллег на то, что с точки зрения конкуренции в распределении субсидий имеются недостатки, и предложить варианты для их устранения. В конечном итоге, бесконтрольное и непрозрачное распределение субсидий — это достаточно серьезный коррупционный фактор. Разумеется, он проявляется далеко не всегда, но ФАС уже выявляла нарушения антимонопольного законодательства при распределении субсидий, проводила проверки по обращениям, в некоторых регионах были возбуждены дела.

- В каком направлении стоит развивать биржевые торги сельскохозяйственной продукцией?

— Биржевые торги — очень правильный механизм развития конкуренции. Это и объективные ценовые индикаторы, которые являются основой ценообразования на внебиржевом рынке, и более высокая прозрачность, и защищенность поставщиков и производителей. Но есть в этом механизме и большое количество сложностей. К сожалению, никогда мелкий фермер не пойдет на биржевую площадку, ему это просто не нужно. Не всегда удобна и выгодна логистическая составляющая таких сделок, связанная с очень серьезными инфраструктурными ограничениями. 

Кроме того, для развития биржевых торгов необходимо желание самих участников рынка, ведь мы не можем их заставить. Например, производители сахара в настоящее время сами заинтересованы в биржевой торговле, за них я спокоен. А вот насчет производителей зерна, масличных культур — это вопрос. Понятно, что в какой-то степени этот товар на бирже будет. Но ведь его объем должен быть достаточным, репрезентативным для формирования ценовых индексов.

Поэтому наша задача — не только расширить номенклатуру сельскохозяйственных товаров, реализуемых на организованных торгах, географию их поставок, но и достичь определенных показателей их реализации на бирже. Для этого мы инициировали предложение о предоставлении сельхозпроизводителям, реализующим не менее 10% своей продукции на торгах, определенных льгот. Будем стараться не заставлять, а мотивировать участников рынка к развитию биржевой торговли. 

Источник: ПРАЙМ
Что такое FishNet?
FishNet — это Российский рыболовный портал №1. Подробнее →
Полезные ссылки
 
<a href="https://www.instaforex.com/ru/" nofollow target="blank">ИнстаФорекс портал"</a>