ФАС России готовит законопроект об ограничении наценки на продукты в торговых сетях
ФАС предложила ограничить рост цен на продукты. Как стало известно, 13 августа в ведомстве прошло совещание с представителями торговых сетей, на котором обсуждались шаги по корректировке торговых наценок, в том числе подготовка соответствующего законопроекта.
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) готовит законопроект, регулирующий цены на продукты: ведомство хочет предложить ограничивать наценку торговых сетей, рассказывает источник, знакомый с деталями переговоров. Информацию об инициативе подтверждают источник, близкий к одному из участников совещания, и федеральный чиновник. Представитель ФАС отказался от комментариев.
Что предлагает антимонопольная служба
Встреча ФАС с представителями торговых сетей, где обсуждались шаги по корректировке торговых наценок, прошла в пятницу, 13 августа. Факт совещания также подтвердили источники в двух крупных ретейлерах. В этот же день представитель ведомства сообщил о внеплановых выездных проверках в торговых сетях «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель», «Лента» и «Магнит». В ФАС указывали, что целью проверок является «недопущение необоснованного повышения стоимости социально значимых продовольственных товаров», причиной которого может быть сговор.
По данным источника, знакомого с деталями переговоров, законодательные изменения по наценкам нужны для «повышения прозрачности». Несмотря на подготовку законопроекта, сетям предложено пока скорректировать наценки на добровольной основе. На следующей неделе предстоит новое совещание в ФАС, где от сетей будут ждать перечень товаров и методику корректировки их наценки, говорит собеседник.
В конце июля президент Владимир Путин призвал ФАС, Минпромторг и глав регионов активнее мониторить ситуацию с ценами на продукты. На совещании в пятницу представители ФАС сообщили о результатах. По их данным, наценки значительные: пшено — 44%, свекла — 41%, чай — 40%, ржаной хлеб — 30%, рассказывает источник, знакомый с деталями переговоров.
Как рассказывает источник в одном из крупных ретейлеров, совещание по наценкам носило «нравственно-политический характер». «После этого проходит проверка, выполняют ли сети предписания, а по итогам проверки — последствия (при невыполнении — штрафы, санкции и так далее). Сейчас под пристальным вниманием находятся те сети, которые были во вчерашних новостях [сети X5, «Магнит», «Лента»]», — говорит собеседник.
Как корректировка влияет на рынок
«Уже есть законопроекты и постановление правительства, которые позволяют регулировать цены. Но вот с наценками в сетях практически невозможно с юридической точки зрения сейчас что-то делать», — говорит источник, близкий к одному из участников совещания.
«Регулирование ценообразования — это пагубная история для торговли в целом, поскольку когда ты фиксируешь минимальные наценки на какую-либо продукцию, то ее нужно компенсировать в чем-то другом. Кроме того, это мешает договоренностям ретейлеров с поставщиками», — негодует источник в крупном ретейлере. С другой стороны, по его словам, «огромная» диверсификация ассортимента позволяет играть с ценами. Торговые сети периодически пересматривают стоимость товаров, особенно социально значимых, потому что снижение наценки может генерировать покупательский трафик.
Представитель «Ленты» подтвердил факт совещания. Представитель «Азбуки вкуса» сообщил, что не в курсе прошедшей встречи. «Лента», Metro CC и X5 Retail Group отказались от комментариев. Направлены запросы во «Вкусвилл» и «Магнит».