Гендиректор компании «А. Эсперсeн. Великий Новгород» рассказал о насыщении рыбной продукцией российского рынка
Петер Бос родился в Нидерландах, последние 20 лет работает в России и, по его словам, чувствует себя русским. Когда он говорит «мы», «наша страна», он имеет в виду россиян и Россию. Всю свою трудовую карьеру Петер имел отношение к рыбному бизнесу. Сейчас он возглавляет ООО «А. Эсперсeн. Великий Новгород». Это подразделение датской компании Espersen, одного из мировых лидеров по переработке рыбы (среди ее клиентов – McDonald's).
У Петера нетривиальный, «не замыленный» взгляд на ситуацию в рыбной отрасли. Его доклад на XIII Международном конгрессе рыбаков, который состоялся в октябре 2018-го во Владивостоке, стал одним из самых ярких и обсуждаемых. Речь шла о насыщении рыбной продукцией российского рынка.
Журналист попросил Петера вновь вернуться к этой теме и ответить на несколько вопросов.
– Петер, в мире рыбная индустрия имеет две задачи: зарабатывать (часто это значит работать на экспорт) и снабжать отечественные рынки белком. В рыбной отрасли России эти задачи сбалансированы между собой?
– Конечно, компании должны зарабатывать, чтобы платить своим работникам, поставщикам и так далее. Но если фирмы зарегистрированы в определенной стране, используют ее квоту (природные ресурсы принадлежат народу), им следует чувствовать социальную ответственность и делиться с людьми.
Если взглянем на текущую ситуацию на российском рынке рыбы и рыбных продуктов, увидим большое количество продукции низкого качества, которая больше неинтересна международному рынку. К сожалению, в целом речь о продуктах от низкого до очень низкого качества. Продукция высокого или даже среднего сегмента с высокой степенью переработки крайне ограниченно представлена в наших сетевых супермаркетах. Причин здесь несколько. Первая из них – не продажная цена, а маржа, которую накручивают супермаркеты. Это делает рыбную продукцию хорошего качества недоступной для «нормальных» людей. Так что ответ на ваш вопрос: НЕТ, баланса нет никакого.
– Некоторые российские рыбопромышленники считают, что отечественный рынок получает достаточно их продукции, большего количества он не сможет потребить. Вы согласны?
– Этот рынок получает самое дешевое из самого дешевого, то же, что обычно продается в Африку или другие страны третьего мира. Но мы заслуживаем большего и лучшего качества! Мы все еще едим рыбы намного меньше, чем в советские времена. Людям надоело покупать плохо пахнущий и выпотрошенный улов. Именно поэтому многие думают, что эта доля рынка достигла своего предела и не будет расти. Но они не понимают, что покупательский спрос изменился в отношении и качества, и форм переработки (растет спрос на филе и т. д.).
– Вы живете в России и можете оценить ситуацию не только как бизнесмен, но и как потребитель. Лично вас устраивает ассортимент рыбной продукции в местных магазинах, ее качество, цена?
– Абсолютно нет. Становится, мягко говоря, печально при взгляде на ассортимент и качество замороженной рыбной продукции, которая предлагается нам. Высокая цена? Конечно, рыба больше не дешевый белок. Но торговые сети еще устанавливают свою надбавку к высоким ценам, и это делает абсолютно невозможной продажу замороженной рыбной продукции, сделанной из наших природных ресурсов. Это печально.
– Во время конгресса во Владивостоке вы сказали, что увеличение поставок рыбной продукции на отечественный рынок – это, прежде всего, ответственность государства, а не бизнеса. Российское государство справляется с этой задачей?
– Да, я так сказал, но должен быть компромисс между бизнесом и государством на различных уровнях. Когда наша страна распределяет рыбную квоту, легко создать механизм, позволяющий делиться с народом, гарантируя ему долю в природных богатствах, которыми мы как страна располагаем. Звучит немного социалистически, но это чистая социальная ответственность, это общая ответственность рыбного бизнеса.
Нужно одновременно понимать, что мы стали капиталистической страной, свободной во многих отношениях, но ряд социалистических аспектов остался и продолжает оказывать влияние как наследие советских времен. Наш рынок, его структура, то, как мы делаем бизнес, за что мы несем ответственность как производители, – все это еще в развитии, которое требует времени. Но государство, несомненно, должно руководить этим процессом с помощью законов, регламентов и процедур.
В правительстве относительно мало людей, которые мыслят в этом направлении. Большинство заинтересовано только в том, как влиять на бизнес и, возможно, наполнять свои карманы тем или иным способом. Нам очень не хватает прагматичных лидеров в федеральных и региональных органах власти. Хотя есть исключения (например, если вспомнить недавнее предложение сахалинского губернатора). Это создает перспективу.
– По вашим словам, торговые сети заинтересованы только в количестве, но не в качестве. Как это изменить?
– Мы возвращаемся к тому, что должен быть баланс. Должны присутствовать продукты разных ценовых групп различных форм переработки и в свежем виде, и в замороженном. Конечно, обезглавленную и потрошеную рыбу небольших размеров продать проще, чем свежее филе трески. Большинство людей годами не видели продукцию хорошего или отличного качества. Роспотребнадзор бессилен наполнить качественными продуктами полки супермаркетов.
Большинство крупных торговых сетей находятся в сфере влияния правительства. Это влияние должно использоваться в интересах народа, стратегической стабильности в широком смысле. Была бы воля решить проблему, решение бы нашлось.
– Маржа торговых сетей при торговле рыбной продукцией достигает 80 процентов и больше. Эта проблема актуальна только для России?
– Не знаю, является ли это только российской проблемой. Но здесь она гораздо нагляднее, чем в других странах. Как я уже сказал, наш российский рынок все еще в развитии, он еще очень незрелый в разных аспектах. Нам еще предстоит многому научиться на пути от производителя, дистрибьютера до торговой сети. Меры регулирования тоже необходимы. У нас огромная страна с большим количеством вызовов в сфере логистики. Легко критиковать, тяжелее работать над улучшениями. Я верю, что государство и бизнес должны достичь компромисса.
– По мнению некоторых экспертов, рыбаки должны открывать собственные магазины и торговые сети. Мне известно мнение рыболовецких компаний, которые пытаются этим заниматься. Для них это совершенно новый вид бизнеса, который отвлекает от основной работы (рыболовства). Кроме того, розница не покрывает расходы рыбодобывающего предприятия, только опт может это сделать. Вам известны примеры обратного?
– Я согласен с мнением, которое вы привели. Это другая сфера бизнеса. Оставьте ее профессионалам, работающим в рознице. Рыболовецкие компании больше бы выиграли от подписания контрактов на поставки своей высококачественной рыбной и морской продукции с сетевыми супермаркетами (субконтракты с переработчиками потребуются в большинстве случаев). Но по большей части это остается только желанием из-за ограниченных взглядов руководства рыболовных компаний и методов торговых сетей, которые работают только через «своих» поставщиков. Разорвать этот порочный круг тяжело, но можно!
– Считается, что мировой рынок готовой рыбной продукции давно занят. Россия пришла сюда слишком поздно, поэтому ее готовая продукция не пользуется спросом в других странах, они будут покупать у нас только сырец. Вы согласны с этим? Если все так, почему Китай нашел на этом рынке себе нишу? Ведь Россия и Китай стали учиться бизнесу примерно в одно время.
– К сожалению, я склоняюсь к ответу «да». Большинство западных стран заинтересованы только в нашем сырце для дальнейшей переработки. Китай получил свою долю на рынке, потому что у него был доступ к огромному количеству сырья через его покупку у соседей. Кроме того, он располагает большим количеством рабочей силы, которая трудилась за очень низкую плату. Мы должны быть благодарны за то, что наши стандарты уровня жизни выше, чем в таких развивающихся странах. Но это лишает нас возможности сделать нашу переработку дешевле, чем у них. Мы не можем скопировать их успех. Время для этого вышло, поезд ушел. Следующий на очереди – Вьетнам.
Это одна из причин, по которой мы должны учиться перерабатывать нашу рыбу на судах с такой эффективностью, качеством и совершенством, чтобы продукция стала конкурентоспособной на других потребительских рынках. Спасибо, что мы двигаемся в этом направлении. Но нам нужна такая продукция на отечественном рынке тоже!
– Русская рыбопромышленная компания собирается строить на Дальнем Востоке перерабатывающий завод мощностью 25 тысяч тонн рыбной продукции в год. Такие проекты имеют перспективу в России? Смогут ли они конкурировать с заводами соседних стран?
– Я не стану судить о бизнес-планах партнеров и компаний из совершенно других сфер бизнеса. Тем не менее у меня есть сомнения и вопросы. 25 тысяч тонн – это большой объем готовой продукции. Безусловно, она должна представлять огромный ассортимент, рассчитанный на разные рынки, включая российский. Не думаю, что они смогут конкурировать с вьетнамскими заводами, пока используется внутреннее ценообразование (когда владелец сырья передает его переработчику, оплачивая услугу по переработке, а затем возвращает себе продукцию, чтобы продать ее). Эта модель могла бы стать финансово интересной, если бы удалось избавиться от множества лишних звеньев в торговой цепи. Доверие международного рынка – еще одна задача, которую необходимо решать. Это требует времени.
– Какой вид рыбной продукции сегодня пользуется наибольшим спросом в мире и почему? Чего ждет российский потребитель?
– Спрос очень разнообразен. Мы наблюдаем его рост на рыбный белок вообще. Конечно, лидирующие позиции занимают лосось и белая рыба, такая как минтай, треска, сайда и пикша.
Когда рынок развивается и уровень жизни растет, люди меньше обращают внимания на обезглавленную, потрошеную рыбу и другие виды рыбной продукции низкой степени переработки. Спрос растет на филе и полуфабрикаты. Это мировая тенденция. Процесс потребления такой продукции проще, чище, быстрее.
Перед войной Европа ела вяленую и консервированную рыбу, много соленой рыбы. Эти продукты доступны и сегодня, но их доля на рынке сократилась, так как на первый план вышли другие виды продукции.
Я верю, что российские потребители (а я считаю себя одним из них) ждут постоянного присутствия на рынке рыбы и морепродукции высокого качества от признанных производителей, которые обеспечат гарантию на свой товар, прозрачность и стабильность. Это не будет дешево. Но я думаю, большинство потребителей согласны и смогут жить с этим.
Кирилл МАРЕНИН
На фото: На XIII Международном конгрессе рыбаков. В центре — Петер Бос. Справа – президент Ассоциации добытчиков краба ДВ Александр Дупляков. Слева – вице-президент Ассоциации добытчиков минтая Алексей Буглак.