Граждане обеспечивают российским торговым сетям рекордный рост выручки (инфографика)
На фоне военной операции на Украине и новой волны санкций темпы роста продаж продуктов и товаров повседневного спроса у ритейлеров выросли более чем вдвое, подсчитали в NielsenIQ. Спрос на бакалею год к году увеличился почти на 50%, также ажиотажные закупки коснулись кофе, чая, товаров для гигиены и алкоголя. Аналитики ждут, что за счет повышенного спроса сети по итогам года смогут нарастить валовую маржу на несколько базисных пунктов — если поток товаров не иссякнет.
Продажи продуктов питания и товаров повседневного спроса (FMCG) в розничных сетях с 28 февраля по 6 марта выросли на 7,5% в натуральном выражении и на 18,3% в деньгах год к году, следует из исследования NielsenIQ. Это более чем в два раза превышает динамику до начала военной операции РФ на Украине и новой волны санкций. Заметнее всего с 21 февраля по 6 марта вырос спрос на продукты длительного хранения (сахар, крупы, консервы и т. п.) — на 46% год к году. Продажи кофе и чая подскочили на 23%, товаров для ухода за собой и безалкогольных напитков — на 22%, алкоголя — на 18%.
Из данных NielsenIQ следует, что дополнительный покупательский трафик с начала кризиса в первую очередь ощутили дискаунтеры и гипермаркеты.
Так, сопоставимые продажи (LfL) у дискаунтеров с 21 февраля в деньгах росли на 12–16% в неделю против 5–6% в обычное время. У гипермаркетов показатель подскочил до 7–12%, тогда как ранее был в отрицательной зоне. В магазинах «у дома» недельный прирост LfL-продаж во время кризиса увеличился до 19–24% против 12% в обычное время, в супермаркетах — до 6–7% в неделю с отрицательных значений.
Старший аналитик Газпромбанка Марат Ибрагимов отмечает, что во время ажиотажного спроса покупатели выбирают прежде всего магазины с низкими ценами и возможностью сделать больше закупок в одном месте, что и сказалось на популярности дискаунтеров и гипермаркетов.
В ГК «Русагро» («Русский сахар», «Чайкофский», «Мечта хозяйки») говорят, что спрос розничных сетей на сахар на торгах вырос в восемь раз и в марте объем поставок на 20% превысит уровень февраля. «Мы вывели поставки в сети на максимум, дополнительно включив фасовочные линии»,— отметили в группе. Спрос на растительное масло вырос не так драматично — на 10–15%.
В крупном «АФГ Националь» отмечают, что отгрузки фасованных круп идут с опережением плана, мощностей и запасов сырья хватает, но вероятны перебои с поставками товаров с импортной составляющей из-за проблем с перевозками. В холдинге добавили, что с конца февраля цены на продукцию выросли на 10–20% на фоне удорожания семян, упаковки, кредитов и пр.
На фоне ажиотажного спроса ряд сетей начали ограничивать продажу товаров в одни руки.
В большинстве случаев меры касаются сахара, а также круп, макаронных изделий, консервов и средств гигиены. В X5 Group («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») заявили, что при поставках отдают приоритет магазинам, где фиксируется дополнительная потребность в товарах, а также работают с поставщиками над устранением «узких мест». Ранее X5 объявила о моратории на штрафы за недопоставку и сокращении срока рассмотрения цен до пяти рабочих дней. В последние дни спрос на бакалею «несколько стабилизировался», добавили в X5. В Metro отмечают, что пик ажиотажного спроса пройден. В «Магните», «Ленте», Auchan и «Верном» на вопросы не ответили.
Исполнительный директор «Руспродсоюза» Дмитрий Востриков говорит, что выполнение возросших заказов в первую очередь осложняется ограниченными производственными и логистическими возможностями, сокращающимися складскими запасами и сравнительно долгим сроком получения денег от сетей за поставленные товары.
Как отмечает Марат Ибрагимов, в целом ажиотажные закупки должны позитивно сказаться на LfL-продажах и выручке крупнейших ритейлеров в 2022 году, а изменение продуктового набора может привести к росту валовой маржи на несколько базисных пунктов. По его словам, в следующие пару месяцев некоторые ритейлеры могут попробовать нарастить долю рынка, жертвуя частью маржи для сдерживания роста цен. Но для сохранения потока покупателей нужно, чтобы сохранился поток товаров.