Искусственная рыба вытесняет натуральную. А что в России?
Растительные продукты набирают популярность во всем мире: продажи искусственного мяса и рыбы только за последний год выросли на 24%. Насколько полезны такие продукты и каковы перспективы развития этого рынка в России, рассказали аналитики Rate&Goods.
Есть много доводов в пользу того, что отказаться от употребления в пищу настоящего мяса — не самая плохая идея. Это и моральные убеждения, и опасения за свое здоровье: если животное росло в условиях плохой экологии — а это в наше время бывает часто, — кусок мяса может содержать огромное количество вредных веществ.
Простой пример: консервированный тунец — один из самых распространенных на рынке продуктов. Экологи по всему миру уже несколько лет бьют тревогу: тунец часто обитает в загрязненных водах, а его мясо прекрасно накапливает и удерживает ртуть — можно сильно отравиться самыми обычными консервами. А еще в океанической и морской рыбе часто находят гормоны роста, другие тяжелые металлы, вредоносные бактерии.
Роман Майстер, СЕО сервиса-помощника по выбору потребительских товаров Rate&Goods:
«При этом просто отказаться от потребления рыбы не получится. Мясо рыбы — это своего рода суперпродукт: оно содержит белок и высокую концентрацию таких полезных веществ, как омега-3, омега-6 и ДГК (докозагексаеновая кислота, полезное вещество, содержащееся в рыбьем жире). Сама идея производить мясо рыбы в лаборатории кажется перспективной: искусственное мясо получается не из пластика, а из органических клеток, поэтому его можно считать вполне натуральным. В будущем такое производство поможет сделать рыбу более доступной для населения и снизить темпы роста ее цены».
К тому же если выращенное в пробирке мясо на данный момент заметно отличается по вкусу от настоящего, «рыбные стартапы» вплотную приблизились к выходу на большой рынок.
Море продуктов
По данным пенсильванской компании Good Catch, на каждые 10 кг животных продуктов 4 кг — это рыба. Такой расклад делает рыбу самой крупной категорией сельскохозяйственных продуктов, именно поэтому в развитии новых технологий основное внимание стоит уделять именно рынку морепродуктов.
Good Catch активно работает над производством искусственного тунца и крабового мяса, основой для которых становятся нут, фасоль, чечевица и другие бобовые. И эта работа имеет популярность: например, весной 2018-го стартап собрал $5,5 млн на развитие своей серии А — это plant-based тунец в трех вариантах: оригинальный, средиземноморский и с оливковым маслом. Такие консервы не содержат ни грамма настоящего животного мяса и вместе с тем предлагают 13 г белка на порцию — этого вполне достаточно, чтобы удовлетворить потребности человеческого организма.
И Good Catch не единственные: Finless Foods, которая «выращивает» искусственное мясо клеток «настоящего», планирует вывести консервы из «голубого тунца» на рынок к середине 2019-го. New Wave Foods недавно показали искусственных креветок, Wild Type работают над улучшением выращенного в лаборатории лосося, более 50 ресторанов в США и Канаде уже делают суши и другие блюда с растительным тунцом Ahimi. Рынок развивается очень динамично: на Западе есть устойчивый спрос на искусственную рыбу, и этот спрос будет подкрепляться предложением.
А что в России?
На российском рынке искусственная рыба и мясо практически не представлены. Работы по развитию этих сегментов ведутся — например, ученым в Санкт-Петербургском университете информационных технологий, механики и оптики в прошлом месяце удалось вырастить кусок мяса в пробирке. Но до промышленного производства plant-based продуктов еще очень далеко.
Майя Успенская, директор НИИ биоинженерии университета, объясняет это тем, что массовое производство искусственного мяса или рыбы потребует добавления большого количества искусственных гормонов, что может сказаться на качестве продукта. Кроме того, подобные действия несут прямую угрозу аграрному сектору, а его позиции на рынке очень сильны.
Впрочем, именно искусственная рыба имеет неплохие перспективы. На данный момент в российской рыбной отрасли сложилась такая ситуация, что компании предпочитают работать на экспорт. В связи с этим на внутреннем российском рынке рыба становится все менее доступной — за последние пять лет она подорожала вдвое. Анатолий Васильев — специалист Института экономических проблем Кольского научного центра РАН — отметил, что в последние годы 93% трески, выловленной в Мурманской области, идет на экспорт. Россиянам не остается практически ничего.
И динамика сохраняется, потребление рыбы падает в среднем на 1кг/человека в год. При этом рыба в нашем рационе должна быть обязательно. С таким развитием событий появление в России искусственного мяса рыбы, способного по вкусовым качествам, содержанию полезных веществ — и, главное, по стоимости — конкурировать с настоящей рыбой, может моментально изменить баланс сил на рынке. Впрочем, ждать этого раньше, чем через 5–10 лет, не стоит.