Итоги российского импорта рыбы и морепродуктов за 2022 год (инфографика)
По традиции в начале года эксперты Defa group готовят аналитический отчёт по объёмам импорта рыбы и морепродуктов в России. И этот год не исключение – ниже российская компания приводит результаты за 2022 год, сравнивает с показателями прошлых лет и делает прогнозы на 2023.
По результатам 2022 года общий импорт заметно упал, по сравнению с рекордными значениями в 2021 году. В стоимостном выражении снижение составило -13,4% (1 819,3 млн. долл.), в тоннаже -31,3% (387 тыс. тонн). Единственные растущие в этом году сегменты – филе белой рыбы, хек и готовая продукция из рыбы, по остальным наблюдается снижение.
Красная рыба
Общий импорт лососевых в стоимостном выражении за 2022 год снизился на 38 млн. долл. (-6,1%).
Единственные позиции, которые демонстрируют рост, – это свежемороженая и охлажденная форель и кижуч. Форель вернулась к растущему тренду благодаря росту турецкой форели, как свежемороженой +69,6%, так и охлажденной +9,1%. Ввоз кижуча вырос на 29,3%.
Ввоз с Фарерских островов, остановившийся в феврале, так и не возобновился, чем объясняется внушительное падение по этому направлению.
Пелагика
За 2022 год общий импорт атлантической пелагики снизился на 107,3 млн. долл. (-49,9%).
Основным драйвером снижения является скумбрия: импорт сократился на 66%, что обуславливается как минимальными объемами в начале года, так и поздно начавшимся новым сезоном. Также значительное снижение наблюдается по мойве -60,3%, которую активно возили в 2021 году. Сельдь также показывает снижение (-23,4%).
Морепродукты
Ввоз морепродуктов показал падение по итогам 2022 года на 22,7% в стоимости и составил 109 млн. долл.
По мидиям в структуре ввоза 70% приходится на мясо мидий, остальное – мидии в створках.
Общий импорт креветок за 2022 год снизился на 18,5% и составил 395 млн. долл. Падение наблюдается по всем позициям от 11% до 40%, однако темпы снижения относительно результата девяти месяцев замедлились.
По креветке Ваннамей снижение составило 11,6% (37,7 млн. долл.).
Импорт северной креветки сократился примерно на 24%.
Лангустины – одни из лидеров снижения среди всех видов креветок: упала на 37,5% в стоимости, но темпы снижения сократились.
Белая рыба
Общий импорт филе белой рыбы вырос на 10,6 млн. долл. (+17,1%). В абсолютном выражении ввоз составил 26,5 тыс. тонн (+140,3% к прошлому году). Темп сменился со снижения на рост относительно итога шести и девяти месяцев за счет изменения тренда по тилапии и палтуса на растущий, и ускорения роста пангасиуса.
За 2022 год общий импорт сибаса и дорадо снизился на 3,3 млн. долл. (-5,7%), в абсолютном выражении падение составило -2,8%, до 9,8 тыс. тонн. Темп снижения в целом значительно замедлился относительно результатов шести месяцев, а по свежемороженому сибасу и дорадо даже обозначился рост.
Темп по импорту хека сменился со снижения на рост и составил 38,1 млн. долл. или +5,4% в стоимостном выражении. В абсолютном выражении ввоз составил 18 тыс. тонн. Основной объем – аргентинский хек, ввоз которого вышел на уровень прошлого года с ростом в 5,3%. По Уругваю также наблюдается рост. Общее снижение дают Эквадор и Перу.
«Каждый последний год приносил нам разные общественно-политические сложности. 2022 год заставил нас и наших конкурентов искать новые пути обеспечения товаром, а также серьезно подумать над эффективностью процессов. Восстановив свою работу в полном объеме уже к осени 2022 года, мы начинаем работу в 2023 году более подготовленными и эффективными. Мы пристальнее посмотрели на свою логистику, стали активнее пользоваться современными финансовыми инструментами, продолжили переговоры по новым странам-поставщикам и новинкам ассортимента. Уверены, что все эти усилия дадут свои плоды и мы будем еще актуальнее для наших клиентов - ради взаимовыгодного сотрудничества и новых горизонтов.
В 2023 году мы прогнозируем активную работу по товарным остаткам, думаем, что ни мы, ни конкуренты не будут создавать большой сток запаса по основным позициям, а это значит, что товара нам будет хватать, но многое будет часто «выпадать» в некоторый дефицит», — комментирует итоги импорта за 2022 год Владимир Калимуллин, Член совета директоров Defa group.