{{inboxCounter}}
Непрочитанных сообщений

Китай: закат реэкспорта, рассвет внутреннего рынка. Что это значит для российских рыбаков

9 августа 09:53

Роль Китая в мировом рыбном хозяйстве как реэкспортера переработанных морепродуктов в долгосрочной перспективе может оказаться под угрозой. Причина не только в обострении геополитической ситуации, но и в требованиях к устойчивости промысла, а также сокращению углеродного следа в продукции. Такое мнение в разговоре с SeafoodSource высказал Горьян Николик.

По данным FAO за 2022 год, Китай — главный экспортер продукции из водных биоресурсов — на долю страны приходится 12% всей мировой торговли, оцениваемой в $195 млрд. На втором месте — Норвегия (8%), на третьем — Вьетнам (6%). Одновременно КНР — один из крупнейших импортеров рыбы и морепродуктов — $18,76 млрд (10% всей мировой торговли) по итогам 2023 года.

От ВАРПЭ напомним, что долгие годы Китай был мировым процессинговым центром. В этой роли он укрепился после вступления в ВТО. Однако в последние годы привлекательность китайского рынка как промежуточного — перерабатывающего — сектора для поставок в Европу и США существенно снизилась, так как средняя заработная плата в рыбопереработке выросла за минувшие 15 лет в три раза. В комплексе с дополнительными пошлинами и ограничениями это не позволяет китайским переработчикам сохранить рентабельность на высоком уровне. При этом сегодня 25,6% китайского импорта в деньгах приходится на мороженую рыбу. Основной объем импортируемых трески, минтая, пикши, тихоокеанских лососей, скумбрии, сельди все еще предназначен для переработки с целью реэкспорта.

Вместе с тем гендиректор Beijing Seabridge Marketing Фэн Сюбин в колонке для FAO заявил о возможности переориентации поставок этой продукции на внутренний рынок Китая (при грамотном маркетинге). Тем более что объем предложения дикой рыбы, добытой рыбаками КНР, ограничен промысловыми возможностями, а спрос — неконкурентными ценами. О том, что Китай в долгосрочной перспективе будет увеличивать внутреннее потребление морепродуктов если не в денежном, то в стоимостном выражении, говорит и Горьян Николик.

От ВАРПЭ отметим, что китайские потребители — лояльная аудитория для поставщиков морепродуктов. У рыбопромышленников есть успешные кейсы создания в КНР нишевых рынков. В 2000-х российские рыбаки с нуля создали там рынок премиального краба. В результате только с 2017 по 2023 год поставки живого краба выросли в пять раз — с 6,3 тыс. до 30,1 тыс. тонн. Норвежским компаниям удалось сформировать спрос на охлажденное филе аквакультурного атлантического лосося: поставки взлетели с 598 тонн в 2016 году до 39,4 тыс. в 2023 году. Из последних примеров — российский замороженный краб. Китайцы стали потреблять его в домашних условиях. В результате возникновения нового рынка поставки замороженных крабов всего за два года выросли почти в 10 раз — до 10,8 тыс. тонн по итогам 2023 года.

Успешные кейсы дают все основания рассматривать Китай как перспективный рынок и для другой продукции российских рыбопромышленников.

Источник: ВАРПЭ

Что такое FishNet?
FishNet — это Российский рыболовный портал №1. Подробнее →
Полезные ссылки
 
<a href="https://www.instaforex.com/ru/" nofollow target="blank">ИнстаФорекс портал"</a>