Норвегия резко нарастила экспорт селёдки
Это стало возможно благодаря гибкой производственной политике.
Норвегия в октябре резко нарастила экспорт сельди — на 11%, до 27 тыс. тонн, и на 21%, до 534 млн норвежских крон (около $48 млн), по сравнению с аналогичным месяцем 2023 года. Об этом сообщает Норвежский совет по морепродуктам (NSC).
Рост связывают с положительной динамикой спроса на замороженную сельдь. Поставки именно этого вида продукции выросли более чем в два раза — с 5,1 тыс. тонн до 10,7 тыс. тонн.
Тренд объясняется несколькими причинами
Во-первых, на рынках, где востребована цельная крупная рыба, был недостаток предложения, в первую очередь в Египте. Раннее начало сезона ловли позволило норвежским рыбакам увеличить поставки.
Кроме того, снизились цены на обрезки туши, которые используются для выпуска муки и масла. Это, в свою очередь, привело к тому, что производство филе не так выгодно, как раньше, говорится в сообщении NSC.
Рынок Египта интересен и для российских рыбопромышленников, но пока на нем лидирует Норвегия
В 2023 году Египет импортировал норвежской сельди в 10 раз больше, чем российской: 33,4 тыс. тонн против 3 тыс. тонн.
За 7 месяцев этого года импорт мороженой сельди из России составил 2,2 тыс. тонн, а норвежской в три раза больше — 7 тыс. тонн. При этом российская сельдь отпускается по более высокой цене — $1363 за тонну против $1314.
Ранее потенциал поставок российской мороженой сельди в Египет оценивался в 70 тыс. тонн в год. Африканский рынок — один из наиболее перспективных для диверсификации российского экспорта и реализации государственного плана по наращиванию поставок до $8,5 млрд к 2030 году.
Норвежские рыбаки с легкостью переходят с выпуска филе и фарша на поставки мороженой рыбы без головы
Российские рыбопромышленники, построившие заводы по программе инвестквот, такой возможности не имеют, поскольку связаны обязательствами по выпуску продукции глубокой переработки. В противном случае им грозят штрафы, расторжение договоров на квоты и потеря инвестиций.
Спрос рождает предложение
Но конъюнктура мирового рынка быстро меняющаяся, а принятое российскими чиновниками за константу предположение, что экспорт продукции глубокой переработки всегда выгоднее, чем поставки мороженой рыбы, — очевидное заблуждение. Предпринимательская деятельность, в том числе на внешних рынках, строится исходя из более простой формулы „спрос рождает предложение“. И если больший интерес покупателя вызывает рыба без головы, то именно ее выпуск необходимо наращивать, а не навязывать покупателям свои желания. Иначе они найдут на конкурентном рынке иных поставщиков.
Источник: ВАРПЭ