Объем продаж рыбы и морепродуктов в России в 2018 году снизился на 5%
Заметное негативное влияние на рынок оказало эмбарго на ввоз рыбы и морепродуктов из стран ЕС.
По данным «Анализа рынка рыбы и морепродуктов в России», подготовленного BusinesStat в 2019 г, объем их продаж на российском рынке в 2018 г снизился на 4,8% и составил 3,36 млн т. В течение последних пяти лет показатель демонстрировал разнонаправленную динамику, сокращаясь в 2015 г и 2018 г и увеличиваясь в 2016-2017 гг.
Наиболее заметное негативное влияние на рынок оказало эмбарго на ввоз рыбы и морепродуктов из стран ЕС, поскольку балтийские государства ранее являлись традиционными партнерами России по поставкам импортной продукции. После введения запрета в страну более активно стала импортироваться продукция из Китая, Вьетнама, Фарерских островов, Таиланда, Чили, Беларуси, что частично смогло компенсировать сокращение поставок после введения эмбарго.
Однако основную долю продаж рыбы и морепродуктов в России составляет отечественная продукция. Рост производства рыбной продукции, который за период с 2014 г по 2018 г составил 16,8%, стимулируется рекордными показателями улова последних лет. При этом внутренний рынок не является единственным каналом сбыта выловленной рыбы и морепродуктов. На текущий момент Россия является одним из мировых лидеров по объемам экспорта рыбного сырья и морепродуктов, доля экспорта в общем объеме производства в натуральном выражении за последние пять лет составляла до 45%.
Ожидается, что в 2019 г продажи рыбы и морепродуктов в России снизятся еще на 3,9%. Этому будут способствовать рост цен, вызванный во многом увеличением ставки НДС и прочих отчислений, увеличение объемов потребления населением более дешевых мясных продуктов и других продуктов-заменителей. В 2021-2023 гг продажи будут расти умеренными темпами 0,2-2,0% в год и в 2023 г достигнут 3,38 млн т.