Переговоры об открытии портов КНР для экспорта российской рыбы явно сдвинулись с "мертвой точки"
Жесткие ограничения на поставки рыбопродукции, добытой дальневосточными рыбаками, в порты КНР признали ключевым торговым барьером в отношениях России и Китая. Такое заявление было сделано российской стороной в ходе пятого раунда российско-китайских консультаций по выявлению и снятию барьеров и ограничений в торгово-экономической и инвестиционных сферах, который состоялся 25 августа. По оценке принявшего участие в этом межгосударственном диалоге президента Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ) Германа Зверева, уже сегодня можно говорить о том, что дан старт конструктивному диалогу, целью которого является снятие пресловутого "китайского локдауна", чувствительного для рыбной отрасли российского Дальнего Востока.
Напомним, что в декабре 2020 года власти КНР под предлогом нераспространения коронавирусной инфекции закрыли свои порты для рыбопродукции, традиционно поступающей туда из стран АТР. Такое решение оказалось очень болезненным и для российских рыбаков (прежде всего — для добытчиков минтая), заставив нести финансовые потери, снижать добычу, срочно искать новые рынки сбыта и пр. Ситуация, которую в российской прессе называют "китайским локдауном", имеет место по настоящее время.
Пятый раунд российско-китайских консультаций по выявлению и снятию торговых и инвестиционных барьеров прошел 25 августа под председательством директора Департамента развития двустороннего сотрудничества Минэкономразвития России Александра Дианова и директора Департамента Евразии Минкоммерции КНР Ван Кайсюня. С российской стороны в консультациях приняли участие представители МИД РФ, Минэкономразвития, Минпромторга, Минтранса, Минсельхоза (включая Росрыболовство и Россельхознадзор), Минфина, Минвостокразвития, Федеральной таможенной службы, Роспатента и РЖД. Бизнес-сообщество рыбной отрасли РФ представлял президент ВАРПЭ Герман Зверев.
Китайскую сторону на консультациях представляли Минкоммерции КНР, Минюст, Государственное управление по делам энергетики КНР, посольство КНР в РФ, а также представители властей приграничных провинций и городов Далянь и Циндао.
В ходе консультаций 25 августа обсуждались 13 торговых барьеров, восемь из которых идентифицированы российской стороной, пять — китайской. Рассматриваемые барьеры относились к сфере перемещения через границу сельхозпродукции и рыбопродукции, к сфере транспортных перевозок, к сфере защиты законных интересов предприятий, к сфере налоговой политики и сертификации.
По заявлению директора Департамента развития двустороннего сотрудничества Минэкономразвития России Александра Дианова, "ключевыми торговыми барьерами в торговых отношениях являются барьеры при поставках в Китай рыбы и сложности с поставками в КНР российской продукции АПК".
Как было отмечено российской стороной, сложности с поставками в КНР российской продукции АПК, в том числе вызванные применяемыми китайской стороной мерами по профилактике и борьбе с COVID-19, заключаются в увеличении сроков разгрузки, прохождения таможенных процедур, а также в ограничении ввоза товаров, расфасованных в мешки менее 50 кг и требующих разгрузки вручную.
При обсуждении торговых барьеров в сфере экспорта рыбы в Китай российская сторона представила согласованную позицию Минэкономразвития, Минсельхоза и Росрыболовства.
Представитель Росрыболовства в КНР Сергей Михеев сообщил о двухкратном падении экспорта рыбы в Китай в первом полугодии 2021 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и представил конкретную и четкую последовательность действий по устранению соответствующего барьера.
В частности, российская сторона предложила в случае выявления на упаковке нуклеиновой кислоты COVID-19 проводить дезинфекцию химическими средствами и обеспечить доступ российской стороны к протоколам выявления, методикам исследований и методике отбора проб. Также представитель Росрыболовства обратил внимание на то обстоятельство, что российская сторона не была официально проинформирована об изменении порядка оформления транзитных партий рыбопродукции.
Позиция китайской стороны была представлена заместителем директора Управления коммерции провинции Цзилинь Чи Чуаном, заместителем директора Управления коммерции города Далянь Ли Яньфэном и заместителем начальника Управления коммерции города Циндао Чуньюй Сяньли. Господин Чи Чуан подтвердил резкое (в два раза) сокращение пропускной способности переходного пункта Хуньчунь и проинформировал о предпринимаемых китайской стороной действиях по увеличению пропускной способности указанного пограничного перехода до 60 автомобилей в сутки.
Заместитель директора Управления коммерции города Далянь Ли Яньфэн подтвердил факт приостановки оформления трюмных партий рыбопродукции в порту и введенных китайской стороной мерах по временному запрету ввоза рыбопродукции предприятиями, продукция которых была запрещена к ввозу в Китай в связи с выявлением вирусов COVID-19.
Заместитель директора Управления коммерции города Циндао Чуньюй Сяньли сообщил о том, что в порту Циндао введены универсальные меры контроля в отношении экспорта рыбопродукции, которые не направлены только на российскую рыбопродукцию.
Более того, по мнению Чуньюй Сяньли, в порту ежесуточно оформляется 20 рефрижераторных контейнеров с рыбопродукцией и "практически нет скоплений российской рыбопродукции".
Отметим, что ранее Всероссийская ассоциация рыбопромышленников информировала Минэкономики РФ, что только в 2020 году поставки российской рыбопродукции в Китай сократились на 69 % в натуральном выражении и примерно на 35 % — в стоимостном. В случае, если "китайский локдаун" будет действовать в течение всего 2021 года, прогнозировали в крупнейшем объединении рыбной отрасли РФ, выручка дальневосточных рыбохозяйственных предприятий может упасть на 27%, что несомненно негативно скажется и на социально-экономическом положении в прибрежных регионах ДВ.
Китайская сторона в ходе обсуждения торговых барьеров в экспорте-импорте сельхозпродукции подняла вопросы о наличии экспортных пошлин с российской стороны на отдельные виды ввозимой в РФ сельхозпродукции, а также — на ограничения на ввоз семечковых, косточковых и цитрусовых культур из КНР в Россию.
Говоря о барьерах в сфере транспорта и перевозок, российская сторона обратила внимание на ограничение перевозок из России в Китай различных номенклатур экспортных грузов, а также транзитных грузов в контейнерах через пограничные переходы Забайкальск — Маньчжурия, Гродеково — Суйфэньхэ и Махалино — Хуньчунь. Речь здесь шла, в частности, об экспорте зерновых и замороженных продуктов питания. Кроме того, российская сторона отметила проблемы с оформлением китайских виз для российских профессиональных водителей.
Обсуждая сферу защиты законных интересов предпринимателей, стороны озвучили по одному барьеру: китайская сторона — дело о мошенничестве в сфере лизинга в отношении компании Zoomlion Heavy Industry Science & Technology Co., Ltd, российская — ликвидацию китайскими уполномоченными органами патента компании ООО "Р-Климат".
Что касается налоговой политики стран — участников диалога, то китайская сторона идентифицировала в качестве торгового барьера повышение в России утилизационного сбора. Российская сторона обратила внимание на то, что в КНР взимают налог на потребление в отношении синтетических сапфиров, ввозимых из РФ.
Также китайская сторона подняла вопрос о взаимном признании угольного оборудования, считая решение по нему необходимым для устранения одного из барьеров в сфере стандартизации.
Комментируя промежуточные итоги российско-китайских консультаций по снятию торговых барьеров в той их части, которая касается закрытия портов КНР для российской рыбопродукции, президент ВАРПЭ Герман Зверев заявил, что в целом удовлетворен их ходом, учитывая согласованный сторонами формат переговорного процесса.
"Считаю очень важным, что российская сторона высказала консолидированную позицию Минэкомразвития, Минсельхоза и Росрыболовства, суть которой заключается в следующем — одностороннее ограничение китайской стороной ввоза российской рыбопродукции в КНР является одной из ключевых проблем в торговых отношениях между нашими странами. Это очень важно", — отметил Герман Зверев.
Руководитель российского отраслевого объединения также подчеркнул, что китайская сторона по-прежнему привержена своему подходу, который заключается в том, что ограничения на ввоз российской рыбопродукции в КНР введены не центральными властями, а региональными и местными властями.
"Но этот подход — и я считаю это чрезвычайно важным — несколько изменился, — отметил Зверев. — Представители региональных властей информируют о том, что в портах нет скоплений российской рыбопродукции. Не буду комментировать это утверждение, но такая риторика — это уже несколько иной поворот в переговорном процессе. Почему? Одна ситуация, когда китайская сторона считает принятые меры единственно правильными и обоснованными. В такой ситуации переговорный процесс почти невозможен. Другая ситуация, когда китайская сторона высказывает свое суждение о масштабе проблемы. В такой ситуации переговорный процесс, в том числе о масштабе проблемы, возможен".
В качестве аргумента, позволяющего смотреть на перспективы диалога сторон как минимум со сдержанным оптимизмом, Зверев напомнил, что директор Департамента Евразии Минкоммерции КНР Ван Кайсюня по итогам обсуждения выступил с предложением оформить высказанные в ходе консультаций инициативы Росрыболовства в форме официального документа и направить этот документ в Минкоммерции КНР.
"Каковы дальнейшие действия? Уверен, что необходимо вносить вопрос о барьерах при экспорте российской рыбопродукции в КНР в повестку заседания Подкомисии по торгово-экономическим отношениям России и Китая, намеченного на 28 сентября 2021 года, — резюмировал руководитель крупнейшего объединения рыбной отрасли России. -Вижу задачу ВАРПЭ в том, чтобы представить в Минэкономразвития России проверяемую и подтверждаемую информацию о сроках оформления и выгрузки рыбопродукции в портах Далянь и Циндао".
Как ранее сообщалось, 5 июля этого года с письмом, содержащим в том числе предложения по задействованию для решения проблем с поставками рыбопродукции в КНР механизма по выявлению и снятию барьеров и ограничений в торгово-экономической и инвестиционной сферах, созданного Минэкономразвития РФ совместно с Министерством коммерции КНР, президент ВАРПЭ Герман Зверев обратился к министру экономического развития России Максиму Решетникову. В ответном письме руководство Минэка информировало, что разделяет беспокойство рыбацкого сообщества страны и намерено и в дальнейшем "оказывать содействие российским участникам внешнеэкономической деятельности в урегулировании ситуации с поставками продукции рыбного промысла в КНР".
Также предоставленная Всероссийской ассоциацией рыбопромышленников информация о ситуации с российским рыбным экспортом и предложения о проведении консультации уже была высказана российской стороной в ходе 80-го заседания Комитета ВТО по санитарным и фитосанитарным мерам, заседание которого состоялось 15-16 июля. В частности, делегация РФ высказала обеспокоенность несоразмерностью применяемых китайской стороной ограничительных мер, поскольку запрет российского экспорта рыбопродукции обосновывается всего лишь единичными случаями обнаружения частиц коронавируса COVID-19 на упаковке продукции. Между тем российские экспортеры выполняют все требования китайской стороны по профилактике распространения коронавируса: проводятся регулярные тестирования на COVID-19 сотрудников предприятий, экипажей судов и упаковки отправляемой на экспорт продукции.