Поставки российского минтая на китайский рынок будут расти
Россия является основным поставщиком мороженого минтая в Китай, и объёмы этих поставок будут расти в ближайшие годы, считают эксперты. На это повлияет как рост потребления минтая в Китае, так и снижение цен на отечественную рыбу.
Китай — один из крупнейших потребителей морепродуктов в мире и одно из наиболее значимых направлений российского рыбного экспорта. Россия, в свою очередь, является вторым по величине поставщиком рыбы в Китай (после Эквадора). В стоимостном выражении экспорт российской рыбы в КНР по итогам 2023 года достиг $2,9 млрд, говорится в сообщении ФГБУ «Агроэкспорт». Из них около $1,6 млрд приходилось на мороженую рыбу и $1,2 млрд на ракообразных.
По данным Ассоциации добытчиков минтая, в категории мороженой рыбы выделяются четыре основные экспортные позиции: минтай ($642 млн), треска ($345 млн), тихоокеанские лососи ($160 млн) и мороженая сардина ($153 млн). Рост спроса на белую рыбу на китайском внутреннем рынке открывает хорошие возможности для российских экспортеров, считают эксперты. Несмотря на особенности потребления рыбы в стране, имеется огромный потенциал, особенно в сегменте недорогой и высококачественной дикой морской рыбы.
«Россия, в отличие от своих зарубежных конкурентов — поставщиков аквакультурных тилапии и пангасиуса, может обеспечить этот спрос, в том числе за счет продаж сопоставимой по цене, но гораздо более полезной и качественной продукции — минтаевой. Сегодня минтай формирует более 40% экспорта российской мороженой рыбы в Китай. Мы основной поставщик мороженого минтая в КНР: в 2023 году доля России составила 95%», — отмечает президент Ассоциации Алексей Буглак.
В настоящее время цена на российский мороженый минтай значительно снизилась, что способствует росту популярности этого вида на внутреннем рынке Китая. Так, заместитель генерального директора Yangjiang Xincheng Aquatic Producers Ли Чживэнь отмечает, что в Китае становятся популярны рестораны массового сегмента, в том числе из белой рыбы. Рост цен на российскую треску и сокращение ее поставок на фоне уменьшения вылова также делают минтай более привлекательным продуктом для китайского рынка, считают эксперты.