Ритейлу пересчитают бонусы: ФАС оценит объемы платежей поставщиков сетям
В рамках мониторинга цен на продукты питания Федеральная антимонопольная служба (ФАС) начала анализ взимаемых торговыми сетями с поставщиков платежей, в том числе за логистику и маркетинг. Запросы уже получили несколько объединений производителей. Там указывают, что некоторые сети начали требовать за введение товаров в ассортимент дополнительные скидки или вводить фиктивные штрафы. Ритейлеры уверяют, что действуют в соответствии с законом, а аналитики выступают за повышение прозрачности платежей.
ФАС запросила у объединений поставщиков продуктов информацию о перечне и размере взимаемых торговыми сетями платежей. Такие запросы направлены в том числе в «Русбренд», «Руспродсоюз», Национальную мясную ассоциацию, «Союзмолоко». В союзах получение запросов подтвердили. ФАС интересуется вознаграждениями сетям, платежами за логистические и маркетинговые услуги, услуги по подготовке товаров, данные о специфике платежей, возможных «скрытых выплатах» и платежах третьим лицам.
Информация нужна до 29 сентября по поставкам 24 наименований социально значимых продуктов (мясо, рыба, молоко, яйца, крупы, соль, чай, хлеб и др.), а также свеклы. ФАС намерена оценить влияние платежей на формирование цен на эти продукты, следует из запроса.
В ФАС комментарии не предоставили.
Ведомство действует в рамках поручения президента РФ Владимира Путина обеспечить мониторинг формирования цен на продукты в торговых сетях. В середине августа ФАС провела внеплановые проверки в Х5 Group («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель»), сетях «Лента» и «Магнит», после чего обсуждала с ритейлерами варианты корректировки наценок на отдельные товары. Обсуждалось, что служба будет получать информацию о закупочных и полочных ценах на ряд продуктов для анализа наценок.
После вступления в силу последних поправок к закону «О торговле» в июле 2016 года совокупный размер взимаемых сетями с поставщиков выплат ограничен 5% от стоимости товара. Но, как отмечает исполнительный директор «Руспродсоюза» Дмитрий Востриков, в последнее время в практику некоторых сетей вернулись запрещенные листинг-платежи за введение товара в ассортимент через фиктивные штрафы, дополнительные скидки, не транслируемые покупателям, и иные «скрытые платежи».
Собеседник среди поставщиков подтверждает, что все услуги сети включаются в скидку, также при листинге может быть требование подписаться на несколько акций: «Отказаться нет возможности из-за угрозы потери полки».
В «Ленте» заявили, что вознаграждения не оказывают влияния на цены и направлены на стимулирование спроса. «Они применяются в случаях, где это допускается законом, а размер обсуждается с каждым поставщиком отдельно», — подчеркнул представитель сети. В X5 Group, «Магните», Auchan и Metro на вопросы не ответили.
Источник среди поставщиков говорит, что ФАС стоило бы изучить способы обхода ограничений закона «О торговле», оценить долю штрафов в доходах сетей или сравнить объем штрафов с оборотом поставщиков. Как отмечали участники рынка, с 2016 года количество оснований для штрафов у сетей выросло в разы, размер санкций может достигать 100% от стоимости товаров, а шансов на их обжалование почти нет. Другой собеседник в отрасли отмечает, что ФАС подошла к делу «формально», иначе направляла бы запросы в конкретные компании с требованием предоставить данные. Но, возможно, служба соберет достаточно сведений хотя бы о резком росте объема штрафных санкций, рассчитывает он.
Старший аналитик Газпромбанка Марат Ибрагимов говорит, что платежи сетям — часть стоимости товара, а попытки регулирования цен грозят возникновением дефицита. По его словам, оптимальным было бы повышение прозрачности платежей, чтобы поставщики понимали, какие именно услуги они покупают. А для снижения цены на полке полезно провести аудит всей товарно-проводящей цепочки для сокращения риска потерь, добавляет аналитик. В Минсельхозе считают важным обеспечение контроля факторов, влияющих на рентабельность производителей и ценообразование, в рамках саморегулирования, а также со стороны ФАС.