Роль электронной коммерции в продажах рыбной продукции будет расти
Опрос «Яндекса», проведённый в июне 2023 года, показал, что 21% опрошенных покупали рыбу онлайн во 2-м квартале 2023 года, и только 18% – офлайн. При этом в поисковых запросах в онлайн-магазинах «рыба и морепродукты» — на шестом месте.
Онлайн-продажи продуктов питания в целом растут быстрее традиционной розницы. По данным Infoline, в 1-м полугодии 2023 года их рост составил 37%, а объем выручки — 404 млрд рублей. Причем во втором квартале, по оценкам Data Insight, продажи выросли на 58% против 39% в первом квартале. Доля онлайн-продаж продовольственных товаров в России, согласно данным Infoline, достигла 3,8%, а в Москве – 8%. В некоторых розничных сетях доля уже заметно выше. Например, по итогам 1-го полугодия 2023 года доля онлайн-продаж в «ВкусВилле» выросла до 47% с 37% годом ранее.
В 2023 году Data Insight провела опрос, который показал: 40% опрошенных делают заказы продуктов питания через интернет регулярно, несколько раз в месяц, а почти каждый пятый (18%) делает заказы несколько раз в неделю. Для 71% опрошенных покупка продуктов питания онлайн – это обычный заказ с целью пополнить запас продуктов. На заказ продуктов через интернет приходится 20% расходов домохозяйств на еду.
В перспективе ожидается рост объемов онлайн-продаж еды. По прогнозам аналитического агентства Infoline, российский рынок e-grocery (онлайн-продажи продуктов повседневного спроса) в 2023 году возрастет на 48%, до 925 млрд рублей, а доля онлайн на розничном food-рынке дойдет 4,2%. А по оценке Россельхозбанка, к 2025 году через интернет-платформы будет продаваться 10% пищевой продукции с коротким сроком хранения.
Аналогичные тенденции наблюдаются в других странах. Так, по прогнозам IMarc Group, объем рынка онлайн-доставки продовольствия в Китае к 2028 году вырастет на 95,2% по сравнению с 2022 годом (до 130 млрд долларов). По подсчетам крупнейшего китайского онлайн-ритейлера JD.com, с февраля 2022 года объем онлайн-транзакций продовольствия увеличился на 40%. Во Вьетнаме среднегодовой прирост рынка онлайн-доставки еды в 2022-2027 годах составит 16,4%.
В то же время, по данным Data Insight, 19% покупателей предпочитают не заказывать онлайн свежую рыбу, а 9% — замороженную. Выход – в наращивании производства готовой рыбной продукции и её правильном продвижении. К примеру, в 1-м квартале 2023 года на 55% выросла выручка от онлайн-продаж в рамках проекта «Много Лосося», а число онлайн-заказов увеличилось на 24%.
Канал онлайн-продаж активно осваивают конкуренты России на мировом рыбном рынке. Например, более 25% норвежской скумбрии в Южной Корее продается онлайн. Это результат работы компании Korea Pelagic, которая наладила онлайн-продажи скумбрии без костей, и норвежского Совета по морепродуктам, – он привлек к рекламе скумбрии южнокорейскую звезду Чимина (солиста бойсбенда BTS), трансляции посмотрели более 1,6 млн корейцев.
* Электронная коммерция (англ. e-commerce) — это сфера цифровой экономики, которая включает в себя все финансовые и торговые транзакции, осуществляемые при помощи компьютерных сетей, и бизнес-процессы, связанные с проведением таких транзакций.
Источник: Рыбный союз