Роль Китая на мировом рынке морепродуктов меняется
Согласно прогнозу Рабобанка (Rabobank), в будущем Китай станет одним из ключевых импортеров морепродуктов с высокой добавленной стоимостью, сообщает "Далекая окраина" со ссылкой на undercurrentnews.com.
Китай на сегодняшний день является крупнейшим игроком на мировом рынке морепродуктов, чему способствует развитие аквакультуры, большая перерабатывающая промышленность, а также рост числа состоятельных потребителей на внутреннем рынке. В настоящее время Китай – ведущий экспортер в отрасли, но при этом является и ключевым импортером отдельных видов продукции, таких как рыбная мука, необходимых для развития фермерских рыбных хозяйств.
«Мы ожидаем, что Китай в будущем будет все больше импортировать высококачественные морепродукты, при этом его национальная рыбная индустрия будет уделять больше внимания удовлетворению внутреннего спроса», отмечается в последнем докладе Rabobank. В ближайшие несколько лет Китай будет оставаться ведущим экспортером, хотя по мере роста благосостояния населения страны баланс импорта и экспорта сместится, говорится в сообщении банка.
Сейчас основной объем импорта Китаем морепродукции составляет продукция низкой стоимости – сырье, предназначенное для переработки и последующего реэкспорта. Между тем, растущий средний класс требует более дорогих и качественных морепродуктов, поставляемых из-за рубежа (например, норвежский лосось), а рост стоимости рабочей силы в КНР подрывает конкурентоспособность экспорта.
Китайские производители все больше осознают, что внутренний рынок для таких продуктов, как креветки и тилапия, предлагает лучшие цены, чем внешний. Несмотря на это, в период с 2000 по 2013 китайский экспорт морепродукции в стоимостном выражении неуклонно растет в среднем на 15%, тогда как импорт растет гораздо медленнее. Ожидается, что положительный баланс сохранится и в дальнейшем, но разница будет снижаться в связи с ростом внутреннего рынка, который увеличивается почти на 20 процентов ежегодно. Некоторые китайские компании уже отмечают, что продажи внутри страны сравниваются с продажами на внешний рынок, а компания Dalian Rich Enterprise Group на прошедшей в ноябре 2014 года выставке China Fisheries and Seafood Expo отметила, что их поставки на внутренний рынок впервые превысили продажи на экспорт и составили 55% против 45%.