Россия попадает под двойной удар продовольственной инфляции
Интернет-газета «Взгляд» сопоставила повышение цен на продовольственные товары в России с картиной мирового рынка: по данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (FAO), в глобальном масштабе эта тенденция прослеживается в течение 11 месяцев.
В апреле значение сводного глобального индекса FAO на 31% превысило значение 2019 года, что связано с подорожанием практически всех базовых продуктов: сахара, растительных масел, мяса, молочной продукции и зерновых. Цены на продовольственные товары поднялись до максимального уровня с 2014 года, и по прогнозу Всемирного банка, в 2021-м могут вырасти еще на 14%.
Основными факторами, способствующими росту цен, аналитики считают сокращение предложения продовольствия со стороны стран Латинской Америки при непрерывном росте спроса в Китае.
Раньше в аутсайдеры попадали государства с нестабильными валютами. Теперь картина меняется. Например, в США в апреле 2020 года был зафиксирован рекордный скачок цен на продовольственные товары в последние 46 лет — в среднем на 2,6%, а по итогам года — на 3,4%. В тот же период в России соответствующий показатель продовольственной инфляции был выше — 6,7% против 2% в 2019 году.
Доцент Российского университета дружбы народов (РУДН), профессор кафедры маркетинга Сергей Черников уточнил, что в Иране темпы роста цен на продовольствие достигли 65%, в Аргентине — 44%, Нигерии — 23%, Эфиопии — 22%, Турции — 17%, Пакистане — 16%, Бразилии — 13%. На этом фоне Россия выглядит более или менее благополучно.
Подорожание основных сельскохозяйственных культур сопряжено с риском для бедных стран – импортеров продовольствия, добавил глава Русско-Азиатского Союза промышленников и предпринимателей Виталий Манкевич: Нигерии, Турции, Индии и в меньшей степени Бразилии. А для России это двойной удар: повышение цен на сырье в долларовом эквиваленте резонирует с девальвацией рубля, считает он.