Россия предлагает создать единую валюту ЕАЭС, чтобы снизить зависимость от доллара
Евразийский экономический союз является восточным аналогом ЕС, но не имеет своей единой валюты. Ее создание позволит входящим в него странам снизить зависимость от доллара во внешней торговле.
Евразийский экономический союз, в который входят Россия, Армения, Беларусь, Казахстан и Киргизия, является восточным аналогом Европейского союза (27 стран-членов), однако в отличие от ЕС он не имеет собственной диной валюты. ЕАЭС также активно углубляет отношения с Китаем, который увеличивает свое влияние в регионе благодаря проведению программы «Один пояс и один путь».
Страны-участницы ЕАЭС увеличивают использование национальных валют во взаимной торговле, чтобы минимизировать риски, сообщил министр интеграции и макроэкономики союза и бывший советник Владимира Путина Сергей Глазьев, выступая в понедельник на онлайн форуме, посвященном развитию отношений между АЕЭС и Китаем.
Эксперт отметил, что Россия и Китай создали собственные платежные системы и систему электронного обмена информацией между банками, однако экономические субъекты не спешат пользоваться этой инфраструктурой и предпочитают проводить расчеты в валюте.
«Считаю, что нужно кардинально переломить ситуацию, создать нашу собственную евразийскую валютно-финансовую систему. Она страховала бы нас от рисков и была бы надежной, прозрачной, удобной, эффективной и не была бы обременительной для участников хозяйственной деятельности», - заявил Сергей Глазьев.
По данным ЕАЭС лишь половина платежей внутри союза осуществляется в национальных валютах. В торговле между ЕАЭС и Китаем этот показатель и вовсе составляет лишь 15%.
Глазьев также подчеркнул необходимость стабилизировать обменные курсы валют ЕАЭС, создать евразийские биржи и механизмы ценообразования, а также стимулировать проведение расчетов в национальных валютах.
В первом квартале этого года доля доллара в расчетах по торговым сделкам между Китаем и Россией впервые опустилась ниже 50% до 46% (в 2015 году этот показатель составлял почти 90%).
Аналогичный показатель для евро за тот же период достиг рекордных 30%, на долю юаня пришлись 17%, а на долю рубля — 7%.
Россия с Китаем уже несколько лет пытаются снизить зависимость от доллара, и Пекин взял твердый курс на интернационализацию юаня.