Российский экспорт рыбы и морепродуктов снизился
С начала года по 21 марта экспорт продукции АПК из России вырос на 22% и достиг $6,2 млрд против $5 млрд за аналогичный период годом ранее. Лидером закупок стала Турция, сменив на первом месте Китай, сообщает центр «Агроэкспорт» при Минсельхозе. Темпы роста ускорились — по данным на 14 марта они составляли 16%.
Основу вывоза по-прежнему составляют зерновые. Их на внешние рынки было поставлено на $2,5 млрд, что в 1,7 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. Экспорт продукции масложировой отрасли вырос на 26% до $1,3 млрд, мясной и молочной продукции — на 17% до $205 млн, прочей продукции АПК — на 13% до $875 млн. В то же время поставки рыбы и морепродуктов снизились на 28% до $683 млн, продукции перерабатывающей промышленности — на 6% до $605 млн.
Турция импортировала российского продовольствия на $991 млн, что на 47% больше, чем годом ранее. На втором месте — Китай ($963, на 13% больше), на третьем — ЕС. Поставки на европейский рынок выросли на 7% до $678 млн, хотя неделей ранее динамика была отрицательной (минус 4%). В топ-5 покупателей продукции российского АПК также входят Египет и республика Корея: Египет нарастил закупки на 32% до $545 млн, Корея — на 28% до $335 млн. Турция и Египет остаются наиболее крупными покупателями российского зерна. Турция импортировала его на $588 млн, Египет — на $497 млн.
Основным драйвером роста экспорта мясной продукции является мясо птицы — его вывоз в прошлом году вырос на 31%, сказал «Агроинвестору» президент Agrifood Strategies Альберт Давлеев. По его словам, также причиной роста стало открытие экспорта свинины во Вьетнам. «Отмечалось и некоторое увеличение продаж на рынки стран СНГ, в частности, в Казахстан. Это объяснялось относительно стабильной динамикой производства в первые три квартала прошлого года и значительным обесцениванием российской валюты по отношению к другим ведущим мировым валютам, — объяснил Давлеев. — В четвертом квартале эти позиции по экспорту мяса птицы удержать не удалось из-за значительного повышения конечной стоимости продукта и активной конкуренции на среднеазиатских рынках со стороны Украины. Во взаимодействии с Вьетнамом сработал фактор соглашения о свободной торговле между странами и активной работы Россельхознадзора, что позволило поставить значительные объемы российской свинины».
Эксперт отметил, что в Китай поставлялись не только субпродукты, например куриные лапки, но и мясная продукция — крылышки, окорочка и голень. Помимо этого, китайский рынок принял рекордно высокие объемы продукции из идейки, прежде всего голень. Все это дало значительный толчок российского экспорта и вывело Россию на четвертое место среди крупнейших поставщиков птицеводческой продукции в Китай. Но самым громким «прорывом» на экспортные рынки названо расширение поставок российской курицы в Саудовскую Аравию и соседние страны Ближнего Востока, прежде всего, группой «Ресурс».