Рыбу и краба на экспорт не отправить, но и в стране не продать
Рыбопромышленники Мурманской области из-за проблем с экспортом испытывают трудности с продажей улова. На внутренний рынок его тоже сложно поставлять. Зависимость от импорта, нехватка доков и рабочих рук - с какими проблемами борется кормящая страну отрасль?
- Надо думать, как наладить жизнь и вернуть ее в привычное русло. Вряд ли будет как было, но надо чтобы рыбаки могли спокойно выходить в море, ловить рыбу и продавать ее, - так оценивает нынешнее положение дел председатель Союза рыбопромышленников Севера Константин Древетняк.
Рыбаки сейчас, как и многие представители бизнеса, промышленности и т.д. в нашей стране, не знают, как бороться с антироссийскими санкциями. Точнее, пока не знают. Сейчас рыбную отрасль штормит, но настанет штиль, и с последствиями бури будут разбираться вдумчиво.
Однако основные проблемы уже понятны. Первая – экспорт. Раньше много рыбы продавали за рубеж, а теперь наши экономические партнеры встали в позу: мол, не хотим вашей рыбы. Казалось бы, в чем проблема? Сдавайте улов на внутренний рынок, и страна скажет вам спасибо. Но есть нюансы.
- Есть проблемы, которые лет 10 не решались, и ими надо заняться прямо сейчас, пришло время. Например, вопрос предельного содержания мышьяка в рыбной продукции из Баренцева моря (северные рыбы содержат в себе больше мышьяка и свинца, чем обитатели других морей. – прим.). Из-за действующего в России ограничения по предельно допустимой концентрации мы не можем поставлять продукцию на внутренний рынок, в том числе и краба опилио, есть проблемы с треской, пикшей. Хотя в Японии и многих других странах этот показатель не нормируется, - поясняет сопредседатель Союза рыбопромышленников Севера Владимир Журавлев.
Вторая проблема заключается в месте постройки российских рыболовных судов – львиная их доля была построена за рубежом. И ЗИПы (запчасти, инструмент и принадлежности) тоже нужны импортные. И уйти от этого мы пока не можем: нужных для судоремонта запчастей в нашей стране нет, равно как и на азиатском рынке. Проблемы с поставками, к слову, начались еще до санкций, в декабре, но сейчас стали особенно острыми.
- Проблема с ЗИПами, которая уже рождается, в ближайшее время будет требовать неординарных шагов и мер. Это нас сильно беспокоит, - продолжает Владимир Журавлев. - В нашей стране очередной рубеж, когда надо не с флагами бегать… Мы должны понять, что надо строить производство, создавать рабочие места, внедрять современные технологии. Мы можем пойти по пути Китая, который 20 лет назад был неизвестно где, а сейчас - мировая фабрика. При этом в России сейчас остался незавершенным первый этап инвестиционных квот. Мы общались с судостроителями, поставщиками, и я почти уверен, что если останутся санкции, то придется полностью переделывать существующие проекты.
В России можно поставить на ноги судоремонт. Но для этого придется решить ряд задач. Так, одна из проблем – нехватка рук. Рыбопромышленники сетуют, что в 90-е годы среднее профессиональное образование в нашей стране было почти уничтожено, его престижность упала. И возрождать его начали только сейчас. Вакансий больше, чем желающих работать. Многие рыболовецкие компании, которые сами занимаются судоремонтом, готовы платить слесарям и сварщикам 4-5 разрядов по 100 тысяч рублей и выше. Но желающих почти нет. Помимо этого, в нашей стране мало доков.
Также работу любого завода будут стопорить душащие отрасль проверки.
- Создать комплекс не сложно - дайте землю большим инвесторам. И раньше мы испытывали трудности с оформлением безвизового или визового режима для специалистов, с работой таможни. Надо освободить отрасль от юридических нагромождений и проверок, - отмечает сопредседатель Союза рыбопромышленников Севера Ирина Мокерова.
Недружественная политика некоторых стран приводит к тому, что они одна за другой закрывают свои порты для российских судов. Пока тотальной тенденции не прослеживается, но уже сейчас нам не зайти в Исландию и Великобританию. На этом фоне отличается Норвегия: она одна из немногих открыто говорит, что не хочет разрывать сотрудничество с Россией, которое длится более полувека. Эта дружба поможет во многом. Так, даже если нашу страну исключат из международного объединения, которое работает над оценкой промысловых запасов, Россия и Норвегия сами смогут давать данные для получения квоты – международное участие по Баренцеву морю составляет всего около 5%.
- Пока мы видим, что контактируем с норвежскими рыбаками, работаем за пределами политических проблем и понимаем, что улов и запасы рыбы зависят от того, как Россия и Норвегия сработают в акватории Баренцева моря, - отмечает Константин Древетняк.
Сейчас промысел некоторых видов рыб из-за тяжелых условий работы в Баренцевом море является убыточным. И госрегулирование цен на рыбную продукцию, о котором много говорят в последнее время, может только ухудшить ситуацию. Представители компаний уверены, что если и вводить его, то только с обещанием помощи от государства, например, снижения цен на топливо.
- Рыбаки никогда не задирали цены. Другой вопрос, что дальше происходит с этой рыбой в магазине. Мы не можем повлиять на цены в рознице и опте, - говорит Ирина Мокерова.
- Мы должны прожить время турбулентности, не все проблемы нас нагнали, но не надо наводить панику, что все совсем плохо. Надо понять, как выстроить нашу жизнь, - резюмируют рыбаки.