Рыбный экспорт России должен "утратить иллюзии", курс – на Глобальный Юг
Рыбный экспорт Российской Федерации сегодня находится в стадии "утраты иллюзий" — десятилетиями складывающаяся мировая рыбная логистика и роль в ней отечественного рыбопромышленного комплекса существенно меняются. Об этом заявил 24 октября президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ, ведущее объединение рыбной отрасли России) Герман Зверев в ходе пресс-конференции. На пресс-конференции состоялась презентация итогов проведенного ВАРПЭ исследования "Рынки и продукция: перспективы развития экспорта рыбы и морепродуктов к 2030 году".
Отметим, что исследование известной своей высокой экспертизой и качественной аналитики ассоциации полностью укладывается в парадигму ведущейся правительством РФ работы по исполнению указа Президента РФ о росте общего экспорта агропромышленного комплекса страны (куда входит и рыбная отрасль) к 2030 году в полтора раза. На "долю" рыбной отрасли в этом росте приходится достижение показателя в 8,5 млрд долларов к 2030 году, такой ориентир сегодня обозначен Минсельхозом РФ в рамках национального проекта "Международная кооперация и экспорт" (для сравнения: в 2023 году рыбный экспорт России составил 5,8 млрд долларов).
Согласно прогнозам ВАРПЭ по итогам исследования, потенциал отечественных рыбаков-экспортеров позволяет даже превысить указанный показатель и выйти на 8,85 млрд долларов к 2030 году.
В ходе презентации исследования Герман Зверев особо подчеркнул, что выводам авторов предшествовала тщательное изучение текущей ситуации на мировом рыбном рынке и его ключевых трендов.
"Мы проанализировали наш рыбный экспорт и установили, что он состоит из нескольких ключевых категорий продуктовых и нескольких географических рынков. 90% экспортной выручки обеспечивают 13 товарных категорий и четыре географических рынка — это Китай, Республика Корея, Япония и Европейский Союз, — отметил Зверев. — Вторая же методологическая основа нашего исследования — это тот факт, что мировой рыбный рынок сейчас находится в состоянии переналадки и переустройства. Базовые основы, на которых существовал мировой рыбный рынок в течение последней четверти века — эти два "кита" — сегодня уходят, эти "киты уплывают". Я говорю, прежде всего, о свободе трансграничных потоков рыбопродукции, и здесь мы видим, как ряд стран вводит видим, что целый ряд стран ввел таможенные барьеры, другие — ввели запреты на перемещение российской рыбопродукции либо рыбопродукции, произведенной из российских уловов. И вторая основа, которая перестает быть основой, — это Китай, который перестает быть мировой рыбоперерабатывающей фабрикой с очень низкими производственными издержками, способной производить гигантские объемы рыбопродукции по доступным для значительной части потребителей в мире ценам".
По оценке Германа Зверева, эти тренды уже проявили себя, в частности, тем, что за последние 3 года мировой рыбный рынок сократился на 4-5%, и эта тенденция сохраняется и в нынешнем году.
"Мировой рыбный рынок находится в состоянии переустройства. И это означает, что здесь могут возникать новые лидеры, новые игроки, — сказал президент ВАРПЭ. — Ровно поэтому один из основных выводов, который мы делаем в нашем исследовании, связан с тем, что, с одной стороны, существуют высокие риски для российского экспорта, который сейчас идет в недружественные страны, а это — примерно 45% от всего объема рыбного экспорта. И поэтому мы считаем важным и реализуемой задачу по расширению географии экспорта".
Говоря о перспективных направлениях рыбного экспорта страны, Герман Зверев обратил внимание прежде всего на Глобальный Юг и станы БРИКС+. При этом, согласно выводам исследования ВАРПЭ, речь идет именно о диверсификации поставок, уже освоенные рынки российские рыбаки конкурентам сдавать не должны, уверены в ассоциации. "Смена направлений", согласно прогнозам ВАРПЭ, будет идти в основном за счет Евросоюза, в то время как другие ключевые для РФ рынки рыбопродукции имеют хороший потенциал роста.
"Мы считаем, что наше исследование может стать основой для планирования показателей рыбопромышленной отрасли на следующие 6 лет. Это первое, — отметил в завершение презентации исследования Зверев. — И второе: мы считаем, что это исследование также является основой для того, чтобы подтвердить, обосновать жизненную необходимость мер государственной поддержки рыбной отрасли, финансовое состояние которой в настоящее время чрезвычайно тревожное. И мы хотим показать, что меры государственной поддержки, нацеленные на развитие отрасли — или не создающие для нее дополнительных обременений — помогут и самой отрасли, и одновременно помогут решению задач нацпроекта "Международная кооперация и экспорт".
Сообщалось ранее: Как меняются география поставок и доходы от экспорта российской рыбопродукции (подробнее)
Источник: ПримаМедиа
ЦБР поднял ставку рефинансирования до 21% с мотивировкой, что денег на рынке больше, чем предлагаемых товаров, и это подстегивает инфляцию. Если, однако, безоглядно увлечься экспортом, то предложение товаров может еще больше сжаться, и никакие ставки не помогут. Надо более осмысленно поощрять и регулировать экспорт, чтобы он не способствовал инфляции.
Поддержал бы предложения освободить от экспортной пошлины именно рыбные товары с добавленной стоимостью, например, такие как сурими. А нр, бг и тп должны в большей степени оставаться на внутреннем рынке для домашнего потребления и переработки. В этом случае, внутренние цены будут более стабильными, а заграничным конкурентам наше сырье обойдется дороже.