Состояние, проблемы и перспективы российского рынка иваси
Массовая, широко популярная в советском прошлом сардина иваси может вернуться на столы россиян благодаря матушке природе, при условии, что дальневосточные рыбаки смогут обеспечить ее вылов, и потребителю будет предложена востребованная продукция. Запасы в ИЭЗ России на текущий момент оцениваются в 600 тысяч тонн и будут нарастать в течение нескольких лет. Проблемы и перспективы промысла и рынка иваси изучил главный редактор Fishnet.ru Вячеслав Юрьевич Сухов.
Ученые считают, что биомасса иваси будет расти: к 2020 году в тихоокеанских водах прогнозируют рост до 3,1 млн тонн сардины, а в Японском море — более 1 млн тонн.
С 2000 года запасы иваси в тихоокеанских водах выросли в 10 раз. На 2017 год они составляют около 1 млн тонн.
По данным Росрыболовства, в 2018 году вылов сардины иваси составил 62 тыс. тонн, по отношению к показателям прошлого года рост в 3,9 раза или на 46 тыс. тонн больше (2017 г. – 16 тыс. тонн).
Экспорт
В 2018 году российские компании отправили на внешний рынок около 22 тысячи тонн мороженой нр иваси, тогда как в 2017 году российский экспорт иваси был 88,63 тонн. Среди самых активных российских поставщиков иваси были такие известные компании как Тралфлот, Норебо, Курильский рыбак и Поронай. Они поставляли сардину в основном в Китай и Южную Корею.
Таблица 1. Российский экспорт мороженой сардины иваси в 2017-2018 гг.
Страна назначения |
Вес нетто, тонны |
Статистическая стоимость, млн $ |
Средняя цена USD/КГ |
||||||
2017 |
2018 |
+/- %% |
2017 |
2018 |
+/- %% |
2017 |
2018 |
+/- %% |
|
КИТАЙ |
29,83 |
15210,37 |
50898,42% |
0,01 |
5,77 |
38544,44% |
0,64 |
0,37 |
-41,29% |
КОРЕЯ РЕСПУБЛИКА |
0,09 |
4293,96 |
4813754,26% |
0,00 |
1,70 |
1190679,05% |
1,60 |
0,40 |
-75,21% |
НЕ УКАЗАНА |
|
7,44 |
+100% |
|
0,00 |
+100% |
|
0,53 |
+100% |
ТАИЛАНД |
|
279,49 |
+100% |
|
0,15 |
+100% |
|
0,54 |
+100% |
УКРАИНА |
58,71 |
227,39 |
287,29% |
0,09 |
0,40 |
327,05% |
1,73 |
1,74 |
0,99% |
ЮЖНАЯ АФРИКА |
|
1699,41 |
+100% |
|
1,09 |
+100% |
|
0,64 |
+100% |
ВСЕГО |
88,63 |
21718,05 |
24405,15% |
0,11 |
9,11 |
8339,43% |
1,24 |
0,42 |
-66,13% |
Примечание: таблица составлена аналитиками FISHNET на основе таможенных данных.
Таблица 2. ТОП4 российских экспортеров мороженой сардины иваси в 2017-2018 гг. с объемами поставок свыше 1000 тонн
Экспортер |
Вес нетто, тонны |
Статистическая стоимость, млн $ |
Средняя цена USD/КГ |
||||||
2017 |
2018 |
+/- %% |
2017 |
2018 |
+/- %% |
2017 |
2018
|
+/- %% |
|
АО ТРАЛФЛОТ |
|
8400,52 |
+100% |
|
3,19 |
+100% |
|
0,38 |
+100% |
АО НОРЕБО АЗИЯ |
|
6908,08 |
+100% |
|
3,46 |
+100% |
|
0,47 |
+100% |
ЗАО КУРИЛЬСКИЙ РЫБАК |
29,80 |
3978,95 |
13252,17% |
0,01 |
1,25 |
8286,83% |
0,46 |
0,31 |
-31,58% |
ООО ПОРОНАЙ |
|
1048,28 |
+100% |
|
0,33 |
+100% |
|
0,32 |
+100% |
ВСЕГО |
88,63 |
21718,05 |
24405,15% |
0,11 |
9,11 |
8339,43% |
1,24 |
0,42 |
-66,13% |
Примечание: таблица составлена аналитиками FISHNET на основе таможенных данных.
Импорт
В 2018 российские компании импортировали всего 3636,7 тонн иваси, а в 2017 году импорт был совсем крошечный 379 тонн. Среди импортеров безусловным лидером с долей около 30% стала компания ООО Юнико, которая закупила в Японии около 1232 тонн мороженой сардины иваси.
Таблица 3. Российский импорт мороженой сардины иваси в 2017-2018 гг.
Страна отправления |
Вес нетто, тонны |
Статистическая стоимость, млн $ |
Средняя цена USD/КГ |
||||||
2017 |
2018 |
+/- %% |
2017 |
2018 |
+/- %% |
2017 |
2018 |
+/- %% |
|
КИТАЙ |
73,73 |
186,98 |
153,59% |
0,06 |
0,17 |
188,81% |
0,81 |
0,96 |
17,51% |
КОРЕЯ РЕСПУБЛИКА |
|
57,60 |
+100% |
|
0,06 |
+100% |
|
1,10 |
+100% |
ЯПОНИЯ |
305,36 |
3392,15 |
1010,86% |
0,35 |
4,29 |
1123,88% |
1,86 |
1,25 |
-32,91% |
ВСЕГО |
379,10 |
3636,73 |
859,32% |
0,41 |
4,53 |
1002,69% |
1,41 |
1,23 |
-12,91% |
Примечание: таблица составлена аналитиками FISHNET на основе таможенных данных.
Проблемы промысла
Возрождение промысла иваси российскими рыбаками стартовало в 2016 году, после долгого перерыва в 25 лет. Последний всплеск популяции пришелся на конец 70-х годов и продолжался в течение примерно 15 лет. Промысел велся вдоль всего побережья Приморья и на Курильских островах. Иваси и скумбрия заходили даже в холодное Охотское море. В 1991 году промышленный лов иваси прекратился; рыбы не стало.
Эту рыбу ждали, но, как оказалось, не торопились готовиться к её появлению. Толи повседневные заботы и проблемы, толи смена поколений, толи изменение экономической модели и отказ от плановой экономики привели к тому, что, положа руку на сердце, рыбаки оказались не готовы к подходу рыбы.
Во времена предыдущего массового пришествия рыбы промысел велся наиболее «щадящими» орудиями лова – кошельковыми неводами, поскольку нежнейшая консистенция иваси не терпит многократного переваливания и не позволяет использовать многие технические новшества.
Сделав замет, сейнер подзывал плавбазу, на которую рыба из невода каплерами (сетной сачок с распускающимся низом, см. фото) подавалась непосредственно на плавбазу. Это был достаточно длительный процесс, по сравнению с перекачкой рыбы насосами, которые, кстати говоря, уже и тогда существовали, но применялись для выгрузки других видов рыб. Если замет был небольшой (15-20 тонн), то рыбу сейнер каплером брал на свой борт в бочки с водой и доставлял на базу самостоятельно. Такой способ обеспечивал максимально-возможное сохранение рыбы на пищевые цели.
Существовали целые флотилии небольших сейнеров, были квалифицированные и тренированные экипажи, работающие с кошельковыми неводами, но главное – на промысле находилось полтора-два десятка плавучих заводов, которые обеспечивали приемку и переработку уловов.
Сейчас ничего этого нет. Кошельковый промысел забросили почти сразу после исчезновения иваси, а плавбазы за ненадобностью были проданы на металлолом, как и множество мелких сейнеров по мере их старения. Специалистов, работавших на кошельковых неводах, на Дальнем Востоке тоже не осталось, как не осталось их и в Мурманске, и на Балтике. Только в Черном море еще сохранился кошельковый промысел хамсы.
Современный промысел ведется преимущественно тралами. По информации, проходившей в 2016-2017 гг., компания Доброфлот, обладающая одной из немногих сохранившихся плавбаз «Всеволод Сибирцев», пыталась организовать кошельковый промысел, но столкнулась с проблемой потери навыков техники лова и отсутствием кадров. Остается надеяться, что они эту проблему смогут в конце концов решить.
Большинство же судовладельцев вынуждены использовать то, что есть, т.е. траловые суда. При этом наиболее сложная задача – сохранение целостности рыбы. При выборке трала на слип по разным оценкам примерно до 60-80% составляет техническая рвань – поврежденная мятая, рваная рыба, пригодная только для производства рыбной муки и жира. Капитаны судов пытаются использовать разные ухищрения, главным образом сокращая время, ограничивая вылов на одно траление. Чем меньше рыбы в трале, тем меньше она давится и повреждается при выборке. Понятно, что при этом снижается производительность судна по суточному вылову, да и, по большому счету, количество рвани снижается незначительно.
Перекачка рыбы насосами из кутка трала без выборки на слип также не позволяет сохранить рыбу. Из-за нежной консистенции на выходе в накопительные бункера идет водо-рыбная смесь больше похожая на фарш. Здесь проблему пытаются решить регулировками и настройками насосной системы, однако это тоже не очень-то помогает; количество рвани слишком велико.
В связи с этим суда избегают иваси, когда это возможно, и предпочитают ловить тихоокеанскую скумбрию. Например, лидер добычи иваси и скумбрии РТМ-С типа «Сотрудничество» - траулер «Петр I» компании «Сигма Марин» судя по судовым суточным донесениям (ССД) в конце сезона прошлого года на пищевые цели добывал только скумбрию, а весь улов иваси отправлялся на муку.
Если принять во внимание, что возможности судовых рыбомучных установок (РМУ) по переработке сырья ограничены, а некоторые участвующие в промысле суда вовсе не имеют таких установок, то приходится говорить о возможных масштабных выбросах некондиционной рыбы за борт, а это означает, что фактический вылов может превышать официальную статистику.
Проблемы переработки
Пережившие войну люди рассказывали, что была когда-то вкуснейшая «селедка иваси». По данным науки она закончилась в 1941 году. Появившись вновь в конце 70-х годов, эта рыба ажиотажа уже не вызвала, хотя продукция (соленая и пресервы) в целом соответствовала традиционной рецептуре.
За 30 с лишним лет произошли изменения в традициях потребления и расширился ассортимент на рынке. СССР в 1979 году вышел на первое место в мире по объемам добычи рыбы. Холодильники в магазинах стали нормой, также, как и бытовые холодильники в каждой семье. Значение иваси, как массового продукта длительного хранения снизилось. Тем не менее, учитывая хронический дефицит продовольствия в СССР и плановую систему распределения, вся продукция продавалась.
Почти 100% иваси на плавбазах перерабатывалась в соленую и пресервы (жестяные банки 5 кг., реже 1,3 кг.). Консервы почти не делали; вспоминается только «сельдь иваси в желе».
Рыночные условия, в которых промысел возобновился в 2016 году, значительно отличаются от ситуации 70х - 80-х годов. Недостатка в соленой продукции и пресервах нет. Возникший на первых порах интерес к традиционной продукции из иваси – это скорее любопытство.
Компания Доброфлот наряду с пресервами организовала на плавбазе «Всеволод Сибирцев» выпуск вполне приличных консервов. За летнюю путину 2016 года выпустили около 10 млн банок консервов и пресервов из иваси. Все пресервы из-за ограниченного объема выпуска были раскуплены сразу, еще в Приморье, а консервы компании сейчас можно встретить практически во всех федеральных сетях. Но другие добывающие компании ограничиваются производством только мороженой рыбы, из которой береговые предприятия делают преимущественно соленую и пресервы, не всегда хорошего качества, а это не самым лучшим образом сказывается на репутации иваси.
Перспективы рынка
У Fishnet.ru нет данных сколько на российский рынок в 2018 году поступило продукции из иваси в мороженном виде, сколько пресервов и консервов. Из вылова 62 тыс. тонн какая-то часть ушла на муку, консервы и пресервы непосредственно в море. Также значительный объем мороженной (21,7 тыс. тонн) был поставлен на экспорт. При этом, импорт мороженой иваси составил 3,6 тыс. тонн.
В настоящее время оптовая цена на российскую мороженную рыбу составляет во Владивостоке 65 руб./кг, а в Москве – от 50 до 85 руб. Импортная (японская) сардина предлагается по 135-140 руб. в Москве и по 110-155 рублей во Владивостоке (хотя есть предложения 50 руб. на японскую рыбу). Примечательно, что летом 2017 года продукция судна «Петр I» в Москве предлагалась по 144 руб./кг (цена упала в 2 раза).
Перспективы рынка пищевой иваси зависят от того, насколько успешно добывающие компании смогут решить проблему сохранения нежной рыбы и насколько переработчики смогут приспособиться к рынку, предложить продукцию, которая будет востребована у покупателей.
На торговой площадке Fishnet.ru есть предложения копченой, соленой мороженой рыбы, пресервов и консервов. У Доброфлота, например, появились консервы «тушка копчёная в масле», но остальные предложения традиционны, так сказать, без выдумки.
Совершенно очевидно, что в любом случае вылов будет нарастать, в промысел будут вовлекаться все новые участники. В то же время, распределение вылова по направлениям производства продукции, как нам представляется, будет изменяться в пользу выпуска рыбной муки и жира. Приобретенные некоторыми компаниями сейнеры-траулеры с RSW танками (охлаждаемые танки с забортной водой) для поставки на береговые предприятия могут обеспечить значительный вылов, но рыба не выдержит двойной перекачки насосами (в танки из невода, или трала, а затем из танков на фабрику). Эта рыба будет пригодна в основном только для рыбной муки и жира (но может быть какую-то часть удастся отсортировать на пищевые цели).
Не случайно в поселке Крабозаводский на острове Шикотан в составе строящегося рыбоперерабатывающего комплекса отдельно строится рыбомучной завод мощностью 25 тонн муки и 8 тонн рыбьего жира (150 тонн по сырью в сутки). Ввод в эксплуатацию запланирован на весну-лето текущего года, т.е. к началу сезона промысла иваси и скумбрии.
Вероятно, по этому пути пойдут и другие компании. Сложно представить, что кто-то будет заниматься строительством плавбаз и сейнеров.
Важнейшее значение приобретет экспорт иваси в мороженном виде, а импорт вероятнее всего, прекратится. Помимо традиционных покупателей – Китая и Кореи, перспективным рынком для российской рыбы может быть Южная Африка, где традиционно производят консервы из местной сардины, запасы которой находятся в напряженном состоянии. Какая-то часть может быть продана другим производителям консервов в странах Юго-Восточной Азии, а также в африканские страны для прямых продаж населению.
100КГ РЫБЫ В ЧАС 1 РЫБООБРАБОТЧИК НИКОГДА НА ИВАСИ НЕ ЗАЧИСТИТ. ЭТО ФАНТАСТИКА. СКАЗКА. Но молодцы, одназначно.