Тарифы ловят маржу. Стоимость рыбы уперлась в потолок
"Цены в России сегодня уперлись в потолок, так что никаких серьезных изменений в ближайшей перспективе не предвидится, - сообщил исполнительный директор Ассоциации производственных и торговых предприятий рыбного рынка Алексей Аронов. - К тому же идет снижение покупательского спроса, а это также служит мощным сдерживающим фактором".
Кроме того, по его словам, добытчики сегодня находятся под жестким административным контролем - все крупные добывающие компании регулярно отчитываются по состоянию цен на свою продукцию - перед таможенной службой, антимонопольным ведомством и так далее. "По крайней мере, в оптовом звене снижение цен вполне возможно", - заявил глава Росрыболовства Илья Шестаков.
Но есть и обратное давление. Один из факторов, негативно влияющих на конечную цену, - доставка выловленной рыбопродукции с Дальнего Востока в центральные регионы России железнодорожным транспортом. Впрочем, отчасти и эта трудность сегодня преодолевается. За счет запуска специальных маршрутных составов удалось снизить стоимость доставки, при этом одновременно увеличив ее скорость.
Цены поднимает дорогая доставка рыбы с Дальнего Востока
"В период кризиса маржа в отрасли минимальна, поэтому, чтобы получить хорошую прибыль, необходимо задуматься о более глубокой переработке", - считает Алексей Аронов. О том, что давно пора переходить на нее, говорят и в ведомстве. С одной стороны, торговое сальдо в нашу пользу. Рыбной продукции Россия за рубеж стала поставлять больше - 1,9 миллиона тонн (плюс 6 процентов), а импортировать меньше на 9 процентов - 511 тысяч тонн, тогда как в 2015 году ввезли 560 тысяч тонн.
С другой стороны, около 90 процентов экспорта приходится на мороженую рыбу, то есть продукцию с низкой добавленной стоимостью. Лишь 5,8 процента в поставках занимает рыбное филе, чуть более 5 процентов - ракообразные, моллюски и прочие водные беспозвоночные. И всего 0,8 процента составляет готовая или консервированная рыбная продукция - наиболее дорогой, а потому самый прибыльный экспортный товар.
В такой ситуации одним из главных приоритетных направлений становится стимулирование притока частных средств и повышение инвестиционной привлекательности отрасли. Без этого говорить о каком-либо полноценном развитии будет практически невозможно. В ближайшие 5-7 лет потребуется не менее 200 миллиардов рублей. Эти средства позволят увеличить рыболовецкий флот страны на 100 судов и построить около 10 береговых заводов по переработке биоресурсов. Если эту проблему удастся решить, можно с уверенностью говорить о том, что рекорд 2016 года будет побит. По крайней мере, как считает руководство Росрыболовства, к 2022 году можно будет увеличить нынешние показатели на 1 миллион тонн.