Темпы роста онлайн-продаж продуктов питания в России продолжают замедляться
По итогам первого квартала 2023 года онлайн-продажи продуктов питания в России вырастут минимум на 4% год к году, но останутся меньше уровня четвертого квартала 2022 года в 182 млрд руб., прогнозируют в Infoline. В первом квартале 2022 года, по оценкам аналитиков, оборот рынка e-grocery был 163 млрд руб. во втором — 138 млрд руб., в третьем — 142 млрд руб., в четвертом — 182 млрд руб. Драйвером рынка в таких условиях остаются бонусы и скидки.
В годовом выражении темпы роста рынка в течение 2022 года сократились со 130% до 30%.
На динамику квартал к кварталу повлияют замедление продовольственной инфляции относительно высокой базы марта 2022 года, неопределенная ситуация с доходами, сокращение числа клиентов сервисов доставки, а также рост числа потребителей, экономящих на продовольственных товарах.
Драйверами роста рынка в четвертом квартале 2022 года стали масштабный рост инвестиций в маркетинг и увеличение доли промо у крупнейших игроков. По данным NielsenIQ, средняя денежная доля онлайн-продаж со скидками по итогам 2022 года достигла 74% против 59% в начале года. Усиление внимания потребителей к ценам в том числе способствовало развитию канала маркетплейсов, который обеспечил основную часть прироста рынка e-grocery, указывают в Infoline.
Крупнейшие операторы сервисов онлайн-доставки продуктов питания в 2022 году по обороту
Место |
Компания |
Оборот (млрд руб.) |
Динамика к 2021 году (%) |
1 |
«Сбермаркет» |
103,5 |
65,4 |
2 |
«Вкусвилл» |
91,2 |
76,5 |
3 |
«Самокат» |
82,5 |
94,4 |
4 |
X5 Group |
74,1 |
40 |
5 |
Ozon |
58,1 |
91,9 |
6 |
Wildberries |
57,2 |
94,7 |
7 |
«Яндекс.Лавка» |
43,5 |
60,7 |
8 |
«Лента» и «Утконос» |
33,2 |
24,6 |
9 |
Delivery Club |
30,7 |
128,1 |
10 |
«Яндекс.Еда» |
18,4 |
67,3 |
Таблица: INFOLine E-grocery Russia TOP.