В 2022 году страны Азии нарастили закупки российского продовольствия на 14%
В 2022 году российский экспорт продолжает динамично развиваться, несмотря на логистические и финансовые трудности и ограничения. В том числе увеличился спрос на российские товары со стороны стран Азии* – региона, являющегося одним из наиболее перспективных с точки зрения возможностей для российских компаний. По предварительным данным, за период с января по октябрь 2022 года отгрузки российской аграрной продукции в азиатские страны дальнего зарубежья увеличились в стоимостном выражении на 14%. Отечественный бизнес добился значительного увеличения продаж рыбы и морепродуктов, подсолнечного и рапсового масла, мяса птицы и многих других продуктов.
Один из ключевых партнеров – Китай, который в 2022 году уверенно сохраняет второе место среди покупателей российской продукции АПК. За первые 10 месяцев текущего года из России в КНР вывезено сельскохозяйственных и продовольственных товаров на 34% больше аналогичного периода 2021 года. Такой рост во многом обусловлен продажами рапсового масла, которые увеличились в 2,2 раза и стали лидирующей категорией в российских поставках в Поднебесную. На втором месте – мороженая рыба (+81%).
По мнению экспертов отрасли, рост отгрузок рыбной продукции обусловлен восстановлением прямого экспорта в Китай. В прошлом году из-за ограничительных мер, введенных КНР для предотвращения распространения коронавируса, большая часть продукции отправлялась через Республику Корея, а в текущем году вновь пошел прямой экспорт на материковый Китай, хотя объемы полностью еще не восстановились по сравнению с уровнем до пандемии. Кроме того, Китай сохраняет усиленные проверки импортируемой продукции.
Также высокую динамику демонстрирует экспорт агропродукции в Индию. За январь-октябрь стоимостной показатель вырос в 2,5 раза. Драйвером увеличения стала продукция отечественной масложировой отрасли: за рассматриваемый период в южноазиатское государство поставлено уже более 300 тыс. тонн подсолнечного и почти 50 тыс. тонн соевого масла.
«Индия – один из главных мировых импортеров растительных масел, за исключением рапсового. Страна за этот год вдвое нарастила импорт российских растительных масел, что связано в первую очередь со значительным сокращением поставок подсолнечного масла из Украины глубоководным транспортом», – пояснил «Агроэкспорту» исполнительный директор Масложирового союза России Михаил Мальцев.
В число стран, кратно нарастивших закупки российского продовольствия, входит и Афганистан. За январь-октябрь текущего года отгрузки в эту страну выросли в 2,9 раза. В том числе в 9,7 раза увеличились поставки пшеничной и пшенично-ржаной муки и в 121 раз – маргарина. В целом за январь-октябрь экспорт отечественной масложировой продукции в Афганистан вырос вдвое в годовом выражении, обращает внимание Михаил Мальцев. «Наши экспортеры осваивают новые рынки, наращивая поставки в дружественные страны», – подчеркивает он. В то же время Мальцев признал, что пока сохраняются проблемы логистического характера – высокие тарифы на фрахт и страхование экспортных перевозок, а также замедление расчетов по контрактам, которые актуальны для всех направлений экспорта.
«Русские мельницы» в 2022 году осуществляли поставки муки пшеничной высшего и 1-го сорта в Афганистан. «Рост экспорта связан с повышенным спросом на муку в странах Ближнего Востока в этом году. Другим фактором стало введение квот на экспорт муки в Казахстане, который в силу географического положения в последние годы являлся основным поставщиком на афганский рынок», – сказал представитель компании «Русские мельницы» (входит в ГК «Грейн Холдинг»).
Азия – крупнейший макрорегион на глобальном продовольственном рынке, доля которого к 2025 году, как ожидается, достигнет 50%. За период 2020-2030 годов прогнозируется удвоение расходов азиатских потребителей на продукты питания, так что к началу следующего десятилетия они могут превысить 8 трлн долл. США, говорится в исследовании Asia Food Challenge Report, подготовленном PwC, Rabobank и сингапурской Temasek. Увеличение численности населения, рост доходов, европеизация потребления и урбанизация в странах Азии – все эти факторы способствуют увеличению спроса на экспортируемые Россией продукты питания и будут обеспечивать потенциал в долгосрочной перспективе.
*в расчет включены государства Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии